Проект может не взлететь, инвесторы — уйти, клиенты — разбежаться из-за внешних проблем, но это не отменяет ни арендных платежей, ни регулярной выдачи зарплаты сотрудникам. Готовы ли предприниматели к подобным рискам? Мы собрали для вас истории «бизнеса с затянутыми поясами» — не самые пограничные, не самые страшные, но вполне красноречивые.

Получаю миллионы, живу на тысячи

Когда проблемы можно решить при помощи кредита и разумного самоограничения (ни поездок, ни покупок), — это, как говорится, еще «лайт-вариант». Хотя и он проверяет на верность своему делу. Тем более, когда вопросами «А зачем тебе это?», «А стоит ли оно того?» задаются уже и близкие люди.

Елена Гришнева,
основатель и генеральный директор бюро спикеров HUBSpeakers:

— Я основала бизнес два года назад. За плечами было шесть лет опыта организации и продюсирования конференций, в кармане — ноль денег, и я искала работу. Позвонил знакомый и предложил стать его продюсером. В процессе работы с ним я и запустила свой стартап — бюро подбора спикеров для деловых мероприятий. К 2016 году у меня появилась команда из восьми человек, мы собрали базу из более чем 300 проверенных спикеров и обработали более 150 заявок от 120 компаний. Все шло отлично, но в ноябре прошлого года случился кризис у наших клиентов, и мы остались практически без стабильного денежного потока. Это то ощущение, когда ты уже собрался подняться на следующую ступеньку, а тут... Ты вдруг оступаешься, теряешь равновесие и катишься в самое начало лестницы.

Нам пришлось отказаться от современного офиса в центре Москвы, от ряда сотрудников и приостановить проекты бюро, которые требовали дополнительных вложений. У нас случился кассовый разрыв, и мне нечем было платить зарплату команде. Пришлось взять кредит, который я выплачиваю теперь из своей зарплаты. Сейчас при обороте моей компании в 10 млн рублей я продолжаю жить на 50 тыс. рублей в месяц. Все остальные средства идут на оплату труда сотрудников, на фрилансеров — дизайнеров, журналистов, копирайтеров. Несмотря на это, я вижу большую перспективу на этом рынке и могу работать круглосуточно, подбирая спикеров или раздумывая, как эксперта можно осветить. Планирую в 2017-м вывести компанию на годовую выручку в 20 млн!

Ольга Блиндяева,
основатель бренда детской одежды «Бибигония» и создатель одноименного мультфильма:

— Чтобы дело развивалось, ему нужна постоянная финансовая подпитка, поэтому я продолжаю работать и еще на одной работе, в офисе, живу в съемной квартире, не вкладываюсь в покупку собственной, несмотря на то, что у меня растет ребенок. Продолжаю ездить на далеко не новой машине, хотя уже могла бы позволить себе поменять ее. Родственники и некоторые знакомые меня в этом не поддерживают: им кажется странным регулярно вливать деньги в бизнес (а тем более в создание мультфильма, это для многих вообще загадка, зачем он?) — и при этом не иметь собственного жилья. Но это вопрос целеполагания: если хочешь что-то создать, вырваться из шаблонного образа жизни (офисная работа, отпуск два раза в год, выходные с детьми), ты готов пойти на многое.

Минус машина, минус квартира, минус покой

Правда, в самом начале никто не знает, станет ли проект тем самым делом... И нужно иметь мышление и характер настоящего предпринимателя, чтобы не опустить руки, а после убедить новых инвесторов и партнеров, что любая неудача — это урок, из которого можно извлечь пользу.

Кроме того, неизвестность в начале бизнес-пути неизвестности рознь. Бывает, ты не знаешь, оценят ли потребители новинку, а бывает, гадаешь, не угрожает ли что-то твоей безопасности?

Иван Куц,
основатель Virtual Fitness, резидент бизнес-инкубатора «Ингрия»:

— Еще до Virtual Fitness я со своим партнером Михаилом Фоминым запустил стартап, связанный с активным отдыхом. Проект понравился инвесторам, мы даже подписали с ними соглашение о намерениях. Первые инвестиции с их стороны позволили нашей команде сосредоточиться на работе и через восемь месяцев выпустить продукт и начать продажи. Однако продукт не понравился инвесторам и финансирование прекратилось. Помню, что это произошло прямо перед Новым годам и Мише пришлось продать машину, чтобы рассчитаться с сотрудниками. А в начале весны у нас просто закончились деньги. Тогда я впервые сказал сотрудникам, что не смогу им заплатить. Мне пришлось продать квартиру — это была двушка в хрущевке, которая досталась мне в наследство. Я отремонтировал ее и продал за один месяц. Раздал долги, а часть вырученных денег вложил в Virtual Fitness.

Игорь Бедеров,
основатель проекта «Деловая разведка | CABIS»:

— В запуск этого проекта, который стартовал в начале 2014 года, было вложено около 200 тыс. рублей. Это почти все деньги, которые остались у меня после того, как я был вынужден был расстаться с тремя предприятиями, которыми управлял ранее (баня, парикмахерская и паркинг). Более того, бизнес начался с ложного обвинения в промышленном шпионаже и в иных смертных грехах (чего только не делают люди из чувства зависти!), ощущения, что за мной следят и непонятно когда и кто придет арестовывать. И, самое главное, непонятно за что! Так и работали первые дней десять, оглядываясь на прохожих и изучая сидящих под окнами в машинах... И только спустя полгода мытарств мы начали понимать, как работать с клиентами. Впрочем, этому мы учимся и по сей момент. А возвращаться к работе нанятого специалиста, хоть и высокооплачиваемого, не хочется, несмотря ни на что!

Источник: http://ponedelnikmag.com/post/zatyanut-poyasa