Бизнес-образование перестает быть прерогативой элиты. Среди доступных форматов особенно популярны деловые мероприятия с выступлением экспертов, позволяющие в сжатом виде получить знания и зарядиться энергией. Поэтому не случайно, что 2017 год ознаменовался в России бумом открытия бюро спикеров и лекториев, рождением новых конференций и масштабированием ежегодных форумов. Какие массовые обучающие форматы и темы будут наиболее востребованы в 2018 году?
1. Диджитал-выступления
Растет число проектов по онлайн-обучению на разные темы: по продажам, иностранному языку, рисованию, даже юмору и гимнастике. Многие корпоративные университеты при крупных компаниях развивают у себя отдел по онлайн-трансляциям и специально приглашают спикеров для ведения вебинаров. Преимущество онлайн-формата – отсутствие привязки к месту, более низкая цена по сравнению с живым выступлением.
Так, например, приглашая эксперта выступить перед сотрудниками, компания может заплатить ему 100 тыс. рублей, а за вебинар этот же эксперт возьмет 10 тыс. рублей. Аналогично, билеты на бизнес-конференции с онлайн-трансляцией стоят иногда в десятки раз дешевле, чем очное посещение.
2. Массовые офлайн-форумы
Очевидна огромная потребность людей общаться вживую. В 2017 году в России случилось несколько крупных офлайн-событий. Первое из них – Synergy Global Forum, собравший 19,5 тыс. человек в спорткомлексе «Олимпийский». Представьте себе: 39 тыс. глаз, смотрели на одного человека, выступающего с 60-минутной речью! Форум «Открытые инновации», прошедший в Москве при поддержке государства, собрал 15 тыс. участников из более чем 90 стран. Громким международным событием стало проведение XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи. Его участниками стали более 20 тыс. молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет из 150 стран мира.
Находясь в зале, человек начинает ощущать энергию, запахи, шорохи, громкие комментарии, вздохи и другие эмоции рядом с собой. Например, многие хотели бы познакомиться с Ником Вуйчичем. Участники Synergy Global Forum, на который Вуйчич был приглашен, стали как будто ближе к нему, и возникло впечатление, что произошло личное знакомство. Некоторым удалось его даже обнять!
3. Приглашение экспертов на корпоративные мероприятия
В 2014 году компаний, специализирующихся на подборе спикеров в России, было всего три, в январь 2018 года их уже больше десяти. Это говорит о том, что есть потребность слушать и видеть живых людей перед собой, а не экране монитора.
В нашем бюро спикеров мы в 2017 году обработали примерно 1000 заявок компаний, желающих пригласить интересных спикеров на корпоративные семинары и другие мероприятия. В 2016 году этих заявок было около 200. И практически не осталось компаний, искренне полагающих, что эксперты должны выступать бесплатно. Это признак, что индустрия спикерства в нашей стране пусть и медленно, но развивается, несмотря на кризис.
4. Бизнес-образование сливается с шоу-бизнесом
Бизнес приглашает выступать перед сотрудниками в роли спикеров музыкантов, актеров, популярных писателей, экономистов – любых настоящих экспертов, у которых есть сильный бэкграунд. Например, одна строительная компания уже четвертый год подряд хочет пригласить в качестве гостя байкера Хирурга, чтобы известный журналист в виде public talk задал ему все острые вопросы. Другая пригласила для управленческого состава нефтегазовой компании пианиста для прочтения лекции о том, как слушать классическую музыку.
В качестве спикеров востребованы звезды, находящиеся на пике славы. Например, Константина Хабенского и Сергея Безрукова приглашают в компании рассказать о своем творчестве. Не так давно зажглась новая звезда на стыке шоу и образования – Александр Цыпкин, бывший пиарщик, ныне популярный писатель и чтец. Вместе с Хабенским и другими известными персонами он уже успел прочитать свои произведения на площадках Лондона, Парижа, Тель-Авива, Казани, Москвы, Риги и других мегаполисов.
5. Самые востребованные темы – коммуникации, лидерство, ораторское мастерство
В 2017 году чаще всего поступали заявки на приглашение спикеров по следующим направлениям:
- Бизнес-коммуникации, включая разрешение конфликтов.
- Лидерство, мотивация команды на высокие показатели.
- Подготовка к публичным выступлениям менеджеров среднего звена, топ-менеджеров и основателей компаний.
Также среди тем, интересующих клиентов бюро спикеров, можно назвать инновации, digital, цифровая трансформация, будущее (спикер визионер-футуролог) и геополитику.
Вот как объясняет рост спроса на тренинги по лидерству Анетта Орлова, психолог и бизнес-тренер: «Сегодня самые продвинутые компании понимают, что лидеры на всех уровнях должны декларировать своим поведением устойчивость, динамичность, уверенность и способность быстро действовать в ситуациях постоянных изменений и неопределенности. Успех современного лидерства во многом зависит от способности руководителя преобразовывать негативные внешние изменения в позитивный для компании результат. Именно при таком подходе, каждый сотрудник будет привносить в работу не просто ограниченные требования навыки и способности, но и гораздо больший субъективный потенциал. А это не просто управленческое искусство, но и точная наука».
6. Криптовалюта и блокчейн
Несмотря на то, что биткоину каждую неделю порочат крах, криптовалюта все прочнее входит в нашу жизнь. Слово «биткоин» ежемесячно ищут 8 млн человек по данным WordStat, это 6% населения РФ. Тема обострена до предела. В бюро спикеров регулярно обращаются за публичными экспертами по этому направлению, а средний размер сделки составляет $25-40 тыс. за час выступления с учетом адаптации доклада под запрос клиента.
Например, топ-менеджмент крупной транспортной компании решил пригласить своих VIP-клиентов и партнеров вместе поиграть в гольф на одном из лучших полей в Подмосковье. Вместе с этим они обратились в бюро для организации вводной лекции по основам криптовалюты и технологии блокчейн с описанием возможных сфер применения.