Пункт 0. Ваши долгосрочные цели.

Самое главное, с чем нужно определиться перед выбором бизнес-школы: зачем вам нужен MBA?

Нужно понимать, что это огромная инвестиция времени, денег и энергии – даже в формате executive MBA. 5-7 дней обучения в месяц плюс примерно столько же на подготовку. Вам придется отказаться от многого к чему вы привыкли на пару лет. И для максимизации возврата на инвестиции очень важно подумать над тем, как это поможет вам в достижении ваших долгосрочных целей.

Пункт 1. MBA как «ачивка»

Что-то вроде медали за марафон. Лычка на погоны. Преодоление. Достижение. Украшение для резюме и профиля в LinkedIn, а для некоторых – даже для визиток (сейчас уже редкость, хотя все равно встречаются). Для многих, кто обращается ко мне за советом, к моему удивлению, это единственный мотиватор для обучения!

Куда смотреть:

– Рейтинги бизнес-школ. Чем выше – тем солиднее. Гуглятся без труда.

– «MBA не в России». Это чисто российский феномен. В среднем мы уверены, что чем западнее от наших границ произведен любой продукт или услуга, тем она более качественная и ценная. По факту это совсем не так. Забавно, что на западе даже много где думают ровно наоборот, но для «ачивки» в России это супер важно, особенно верхушка международных рейтингов.

Важно отделить ваше личное представление о статусе от представления о статусе в том контексте, где вы хотите оказаться. Если вы метите в политическую карьеру в России, то Стенфорд может выйти «боком», технологическому предпринимательству в Долине вряд ли как-то поможет супер престижный швейцарский IMD и так далее. В розничную сеть «Магнит», как я слышал, запрещено брать топов с MBA. А в большом консалтинге, наоборот, на определенную должность повыситься без MBA нельзя.

Пункт 2. MBA для знаний

Это то, что драйвит лично меня. Мне нравится учится, я много инвестирую в свое развитие.

Качество образования перед поступлением на программу нужно оценить:

– Посмотрите на преподавателей и их регалии (профессоры выступают, пишут книги, кейсы и научные работы).

– Пройдите онлайн курсы, сходите на мастер-классы.

– Пообщайтесь с выпускниками (я спрашивал их в лоб: приведи примеры того, как ты использовал знания, полученные на программе).

– Сходите на дни открытых дверей.

– Попросите посмотреть составы групп (у одногруппников придется учиться не меньше, чем у профессоров).

– Будьте аккуратны с сегодняшними реалиями. Из-за коронавируса многие перешли на удаленный формат, качество передачи информации страдает.

– Очень важно: сформируйте ваше понимание того, каких знаний вам не хватает и соотнесите программу с вашими пробелами. В идеале приходите сразу с запросами!

Пункт 3. MBA для нетворка

Большая часть ценности от любого бизнес-образования – это доступ к сообществу выпускников и преподавателей. Нужно узнать, как приглянувшаяся вам школа обеспечивает доступ к этой ценности: какие есть мероприятия, клубы, инструменты для коммуникации.

Самое главное: нужно понимать, где вы хотите этот нетворк иметь (страна, отрасль)! Некоторое время назад я общался с человеком, который получил MBA в Стенфорде - бизнес-школа номер один в мире. Так вот, он был крайне расстроен тем, что, работая в России, у него абсолютно нулевой value (ценность) от сети профессиональных контактов, полученных там.

Опять же, помните про коронавирус. Удаленное обучение дисконтирует эффект от нетворка практически в ноль, к сожалению. Я пришел к такому выводу после недели удаленного обучения в Йеле в разгар локдауна.

Пункт 4. MBA для релокейта

Топовая школа в любой стране с очень высокой вероятностью откроет локальные возможности для трудоустройства. Попробуйте пожить хотя бы месяц в стране, которую рассматриваете в таком ключе. Почти все бизнес-школы предлагают 1-2 недельные программы, это отличный шанс «погрузиться» в среду, посидеть за партой и понять как оно на самом деле».



Источник