Поколение Х - люди рожденные в период с 1963 по 1981 годы. Те, кто последними получили детство «без забот». «Иксы» родились до появления Интернета, до бурного развития технологий, к которым сейчас привык каждый. Это последнее поколение, которое книги и газетная верстка приучили к большим текстам без картинок и иллюстраций, и которое может длительное время удерживать свое внимание на получаемой информации.

Поколение Y — люди, рожденные после 1981 года. Совершеннолетие они встретили уже в новом тысячелетии, поэтому часто их называют миллениалами. Это первое поколение, глубоко вовлеченное в цифровые технологии. Но и эпоху до распространения интернета они застали: их детство прошло в основном без смартфонов и соцсетей.

Представителей поколения Z от миллениалов отделяет то, что они «родились со смартфоном в руках». В отличие от поколения Y, цифровые технологии окружают их с самого детства, а интернет — неотъемлемая часть жизни их родителей.

С каких годов начинать отсчет для поколения Z, единого мнения у исследователей нет. Граница варьируется от 1991 до 2001 года в зависимости от уровня развития технологий в разных странах. Часто социологи выбирают отсчетным 1995 год — а если так, то сегодня старшим центениалам уже исполнилось 24 года.

Существует миф, что после поколения Х, люди перестали читать. Это не так, поколения Y и Z читают тексты и считают их приоритетным способом представления информации (59% и 51% соответственно). Но, стоит отметить, оба поколения склонны читать «по диагонали». Видя перед собой «простыню» текста, молодой человек воспринимает ее как тяжелую работу. Это вызывает скуку и рефлекторное желание сбежать.

У поколения Z концентрация внимания на 25% ниже, чем у их предшественников. Миллениалы способны удерживать внимание 12 секунд, а центениалы — всего 8.

Соответственно, для того, чтобы поддерживать внимание молодых людей текстовый контент должен быть визуально легким, разделенным на небольшие абзацы, разбавленным изображениями и инфографикой.

Что касается публичного выступления – оно должно быть кратким, емким, все самые важные тезисы нужно стараться излагать за 8 секунд. Устный рассказ должен сопровождаться презентацией, насыщенной визуальным контентом, подкрепляться видеороликами.

На самом деле все эти правила работают для любой аудитории, но для миллениалов и поколения Z они критичны. Старшие поколения с детства иначе воспринимали информацию – их не пугают долгие лекции и толстые книги. Более молодые же с детства привыкли к коротким форматам и видео.

В диалоге с молодыми поколениями можно активно использовать сленг, а то время как с поколением Х лучше разговаривать «по-русски» без иноязычных вкраплений. Поколение Z может вести диалог одними эмоджи и стикерами при этом прекрасно друг друга понимать, поэтому включение их в визуальное сопровождение выступления может помочь сделать шаг навстречу аудитории.

Чтобы донести свои сообщения до поколений Y и Z, нужно быть не только креативными и краткими, но и честными. Поколение Z легче принимает информацию на веру. Центениалы лишь в 30% перепроверяют полученные данные, а это реже, чем поколение Y (40%).

Это вовсе не значит, что пост-миллениалов проще уговорить. Исследование креативного агентства Brand House показало, что у поколения Z отлично работает интуиция. Читая рекламный текст или просматривая ролик, молодые люди сразу понимают, если информация перед ними «фейковая» или нерелевантная. В связи с этим, Z-ты не так восприимчивы к рекламе, как миллениалы и «иксы».

Исследовательский центр Pew отчитался, что ключевой платформой для поколения Z является YouTube. Центениалы используют ее для поиска любой информации, в то время как миллениалы доверяют старым-добрым поисковым системам.

А еще больше половины пост-миллениалов своими силами создают контент. По данным опроса CommScope, cамая привлекательная профессия для поколения Z — видеоблогер. О карьере на YouTube мечтают 37% респондентов.

Только, в отличие от креативного поколения Y, центениалы привыкли к интуитивным инструментам для решения творческих задач. Смонтировать видео им удобнее на смартфоне, и желательно нажатием одной кнопки.

Такой подход со стороны поколения Z повлиял на стремительный рост популярности приложения TikTok по всему миру. Cервис для обработки и обмена короткими мобильными видео в конце 2018 года по количеству загрузок опередил Instagram и Facebook. Короткие вертикальные видео, формат челленджей, удобные инструменты для редактирования роликов, маски, фильтры и бесплатные фоновые треки. Всё это отлично совпало с потребностями центениалов.

Резюмируя - говорите коротко и емко, пишите развёрнуто и по пунктам, подкрепляйте информацию визуально, не забывайте про восьмисекундный фильтр. И помните, что в разных странах, городах (и даже районах одного мегаполиса) уровень развития и тенденции поколений могут заметно различаться. Важно — изучать собственную аудиторию, отслеживать их изменения. А также помнить, что поколения быстро взрослеют и сменяют друг друга.