80 процентов спикеров, перед выступлением продумывают слайды, контент, репетируют жесты (если бы было можно, здесь был бы смайлик “рука-лицо”) подбирают костюм, обувь, делают прическу...Но забывают подготовить голос! Вернее не так. Они просто не думают о том, что голос это главный инструмент в публичном выступлении.
Будь вы сто раз харизматичны, содержательны и красивы, но если половины ваших слов публика не понимает, так как вы их “зажевываете” или “проглатываете” или в силу темперамента произносите речь с пулеметной скоростью, а звук вашего голоса далек от совершенства и больше напоминает работу бензопилы, и от переизбытка эмоций, дыхание всё время сбивается, то слушателей это будет раздражать и отвлекать, а не наполнять информацией.
И скорее всего, поставленных целей и задач, ведь мы же знаем, что у каждого выступления они должны быть, вы не достигнете.
Если вы частый слушатель на конференциях, вы сами всё прекрасно видите и слышите. Так вот, я еще раз заявляю - на любой конференции большинство спикеров не подготовлены в плане голоса! Некоторые потому что считают - ну вот что есть, то есть и с этим ничего уже не сделаешь...Есть и те, кто очень давно пел в школьном хоре и теперь считает, что у него хороший голос. Не ну раз в хор то взяли, то он не может быть плохим! (А потом слушая свое выступление в записи не узнают себя и удивляются -неужели же это я так противно говорю?!)
Есть люди, которые, в принципе, не склонны к себе относиться критично и считают, что всё это баловство и главное содержание.
Конечно контент важен, только не надо забывать и о форме!
Прежде всего нужно понять, что тренинг по речи и тренинг по публичным выступлениям - это разные тренинги!
В тренинге по публичным выступлениям вы будете работать с контентом, структурой, методами убеждения и влияния, а не с умением говорить и владеть своим голосом.
Как результат - мы отправляем человека выступать, не научив говорить – ну он же изъясняется как-то, звуки-то в слова складывает и ладно. Но простите, это то же самое, если бы мы отправили ребенка гулять, не научив его ходить, только на том основании, что он умеет шевелиться.
Ситуацию нужно менять!
Конечно, чтобы сделать свою речь эффективным рабочим инструментом, требуется чуть больше усилий, чем прочтение статьи, но все- таки, хочу дать спикерам несколько советов по работе с голосом и речью, в надежде, что обязательно пригодится.
Работа с голосом всегда начинается с дыхания.
То как мы дышим, определяет качество звука голоса и его управляемость.
Научившись правильно дышать, вы сможете легко привести себя в спокойное состояние перед выступлением. Те же упражнения помогут создать важный баланс расслабленности и сосредоточенности, а также сделать голос сильным и уверенным.
Итак попробуем:
Вдох животом - работают только мышцы пресса, плечи не поднимаются вверх, грудная клетка тоже стоит на месте. Вдох короткий, но глубокий, выдох ртом максимально длинный. Сделайте 6-8 вдохов-выдохов. Запоминайте траекторию по которой движется воздух от низа живота в ротовую полость, представьте, что внутри вас встроена специальная труба, по которой воздух доставляется наружу.
Если дыхательные упражнения вызвали легкое головокружение, сделайте небольшой перерыв, пока состояние не станет комфортным. Всё дело в переизбытке кислорода, к которому организм не привык, но именно это помогает телу расслабиться.
После того как сделали несколько дыхательных упражнений можно перейти к разминке резонаторов. Резонаторы это такие природные микрофончики в нашем теле, которые делают звук ярким и слышным и отвечают за разные высоты звуков. По большому счету это кости, которые вибрируют от попадания в них струи выдыхаемого воздуха.
Головной резонатор, находится в лобных пазухах, носовой в гайморовых, ротовой, собственно во рту, нижний резонатор - это кости грудной клетки.
Есть еще резонатор под названием “маска”, это соединение носового и ротового резонаторов. Именно в “маску” и нужно научиться направлять основную струю воздуха, так как там находится “золотая середина” нашего звука, от которой уже можно строить свой диапазон вверх и вниз.
Разминаем этот резонатор на звукосочетании “хмммм”.
Вдох в живот, при выдохе говорим “хмммм”, без напряжения, с закрытым ртом, но с расслабленной челюстью. Вы должны почувствовать яркую вибрацию в области крыльев носа, в передних зубах и верхней губе. Найдите свободный, удобный и яркий звук. Потяните “мммм” на всю длину выдоха. Повторите несколько раз. Потом можно подключить и гласные звуки: хмммууу, хмммаааа, хмммооо, хмммэээ, хмммиии, хмммыыы. При этом на гласных рот открывается минимум на 2-3 сантиметра, чтобы звук получился объемным, ярким и полноценным.
В заключении закрепите масочный звук с помощью чистоговорки: “Мммааааммм, мммаааммм, мммёёёду нннаааммм” (повторите её 2-3 раза)
Тренируем дикцию.
Следующим этапом разминаем артикуляционный аппарат, для того чтобы все слова в выступлении проговаривались четко и внятно.
За качество произнесения ваших звуков отвечают язык, губы и челюсть. Не стоит при выговаривании слов артикулировать очень активно, это неправильно и некрасиво, в конце концов. Никто не должен видеть работу вашего артикуляционного аппарата, всё происходит на уровне микродвижений мышц. Для этого аппарат должен быть хорошо натренирован. И разминать его надо перед каждым выступлением.
Высовываем язык наружу и пытаемся достать сначала до кончика носа, потом до подбородка, при этом растягивается внутренняя поверхность языка, повышается его подвижность. Потом круговыми движениями с внутренней стороны разминаем языком щеки и губы - 6-8 кругов в одну сторону, 6-8 в другую. После сделайте выдох в расслабленные губы, они должны завибрировать, получится звук похожий на “пррррр”, только за счет вибрации губ, а не произнесения этих звуков (делам 3-4 раза).
Переходим к тренировке губ. Сложите губы в хоботок, как для поцелуя и покрутите этой конструкцией вверх-вниз, вправо-влево по 6-8 раз, затем после расслабляющего выдоха, сделайте несколько круговых движений этим хоботком (6-8 раз) сначала в одну, потом в другую сторону. После каждого напряжения, нужно делать расслабляющие выдохи в губы.
И завершаем тренировку разминкой челюсти. Обратите внимание, большинство людей, когда разговаривают не открывают челюсть, что автоматически “обедняет” звук голоса процентов на 40. Поэтому открывайте рот когда говорите, и не за счет губ, а за счет размыкания челюстей на ударных гласных звуках! Вы увидите, что качество речи изменилось, уже от одного этого нюанса.
Найдите точку где соединяются верхний и нижний челюстные суставы, это примерно в районе ушей, и круговыми движениями разомните её. Затем, не убирая пальцев с этой точки, чуть надавливая на неё открывайте рот, так чтобы в процессе этого движения, пальцы падали в околоушную впадину. Подвигайте челюстью в разные стороны, это надо делать с большой осторожностью и без фанатизма, нам же не нужна выпавшая из сустава нижняя челюсть!)
Ещё одно упражнение: поставьте кулак под подбородок и через сопротивление руки с небольшим усилием открывайте рот, произнося при этом на хорошем выдохе звукосочетания - пааа, бааа, дааа (повторите 3-4 раза)
Такая разминка занимает не более 5 минут, её можно делать как непосредственно перед выступлением, так и по дороге на мероприятие, если вы конечно передвигаетесь не на общественном транспорте, а на машине. Общественность может и не понять ваших странных экзерсисов.
И еще несколько нюансов.
Для людей более приятны низкие голоса, как мужские, так и женские. Низкий голос ассоциируется с уверенностью и респектабельностью.
Мало того более низкий голос влечет за собой более размеренную речь, а вместе с речью замедляется и жестикуляция человека, его манера двигаться в целом, что дает впечатление уверенного поведения.
*Если Ваш голос слишком высокий и ему нужно придать серьезности, старайтесь замедлять темп Вашей речи. Важно четко проговаривать окончания, не «глотать» звуки.
Что касается темпа -умеренный темп речи лучше воспринимается публикой, делает ваше выступление более значимым. В то время как быстрый оставляет впечатление суетности, сбивчивости и неуверенности, что никак не отнесешь к достоинствам.
Если говорить наоборот медленно, то вы рискуете утомить и засыпить публику раньше времени, чего тоже делать не надо, даже из гуманных соображений.
А в идеале, в процессе выступления нужно менять темп речи. Основной “мотив” в умеренном темпе, что-то не очень важное чуть быстрее, а важные смысловые акценты выделять с помощью замедления темпа речи.
Люди которые давно выступают, прекрасно осознают, что в профессии спикера всегда есть место росту и совершенствованию. Тренировка органов речи, развитие артикуляции, постановка приятного тембра полезны даже в том случае, если у вас нет проблем с речью. Красота речи располагает людей к говорящему так же, как приятный внешний вид.
Поставленный голос и проработанная речь могут создать о вас любое нужное вам впечатление. С помощью речи вы берете ситуацию под контроль и существенно расширяете свои возможности.
Единственная сложность – для того чтобы понять над чем и как работать нужно для начала обратиться к специалисту, который сделает диагностику речевых и голосовых данных, покажет, как правильно делать упражнения и даст понимание как делать так, чтобы голос стал управляемым. А все остальное в ваших руках!