Михаил Казиник: «Культура – альфа и омега цивилизации. Это единственное, что являет собой человечество в подлинной гармонии и смысле. Ответы на многие вопросы – в моей «детской» книге «Буравчик в стране Света»

Стандарт убедительной речи

Сегодня стандартом вдохновляющего убедительного выступления являются выступления в формате TED. Девиз TED: обучение через развлечение. Это означает донесение идей в увлекательной и доходчивой манере.

Если человек обладает даром изложения идей в легкой и захватывающей форме, это повышает его способность оказывать влияние.

Взорвавшее интернет выступление Михаила Казиника в Совете Федерации является, на мой взгляд, образцом впечатляющей, бесподобной речи.

Любое выступление этого спикера – событие, открытие, позитивный «взрыв мозга». И не случайно, что Михаил Казиник был участником TED-конференции, выступая на тему с образным названием «Школа умерла. Да здравствует школа!»

Какими же чертами обладают выступления в стиле TED и как это отражается в речи Михаила Казиника? Можно ли назвать его речь не только впечатляющей, но и действенной? Какое влияние она оказала на судьбу российской культуры?

Эмоциональность как способ донесения главной идеи, основного послания

Стандарт TED-выступлений предполагает способность оратора передать аудитории страстную увлеченность темой и верность своей идее. Люди чувствуют источник вдохновения в самом ораторе, который и живет, и болеет тем, о чем говорит. Его речь не монотонна и нау­кообразна, а полна эмоций, ярких образов и акцентов.

Мой наставник по искусству публичных выступлений, президент Гильдии спикеров Голливуда Клаус Хилгерс, говорил об этом так: «На аудиторию действует то, что ты являешься собой и получаешь удовольствие от того, что делаешь».

В сильном выступлении, которое оказывает мощное эмоциональное воздействие, красной нитью всегда ясно прослеживается основная идея, то, что Станиславский назвал сверхзадачей. Это главная цель выступления, то, ради чего оратор хочет внедрить идею в разум и сердца людей.

Речь должна быть не только впечатляющей, но и действенной. Нельзя просто произносить текст. Цель любого выступления – изменить мировоззрение людей, поменять их точку зрения на более совершенную. Самое страшное, что может произойти во время публичного выступления, – люди какими пришли, такими и ушли, ничего не изменилось.

Профессиональный спикер во время подготовки выступления всегда задается вопросами, от которых зависит, насколько точно он сможет сформулировать цель: «Зачем аудитории все это слушать? Что ценного они узнают? Что должны сделать мои слушатели после выступления? К чему я хочу их привести?»

Основная идея – это четко сформулированный месседж, который соотносится с целью выступления. Это тот «сухой остаток», смысловой концепт, фраза, которая должна остаться в сознании людей, даже если они забудут все, что вы сказали. Люди не смогут запомнить наизусть все, что сказано, но запомнят яркие примеры и отдельные идеи.

Выступление искусствоведа Михаила Казиника перед Советом Федерации – прекрасный образец речи, выстроенной по эмоциональному драматургическому принципу. В его речи, как в хорошей пьесе, есть и зачин, и завязка, и кульминация, и развязка. Он обучает, развлекая, рассказывая истории и приводя примеры, вызывающие культурный шок.

Вот как Михаил Казиник озвучивает главную идею своего выступления в самом начале речи: «Я послушал, какие важные и серьезные проблемы вам приходится решать, и сейчас я хочу перевести разговор несколько в другой мир, в другое русло. Для кого-то это покажется странным, а для кого-то это естество, смысл. Я сейчас скажу одну фразу, после которой я начну доказывать, что я прав. Если бы наша страна, планируя бюджет, под номером один написала «культура», то все остальные сферы автоматически поднялись бы на много процентов. Один процент на культуру – то же самое, что 15% на здравоохранение и 25% на образование. Почему? Сейчас попробую доказать».

Он доносит эту идею очень образно, с большим количеством живых примеров из литературы и повторяет ее в разных вариациях несколько раз на протяжении всего выступления.

Повторение основной идеи несколько раз в течение выступления для того, чтобы она запомнилась и оказала воздействие, я называю принципом Штирлица. Помните фразу из фильма «Семнадцать мгновений весны»: «Штирлиц знал, что запоминается начало и конец сообщения»?

Вот как Михаил Казиник использует этот принцип повторения основной идеи.

В середине речи он снова делает акцент на главном послании, концепт которого можно было сформулировать так: «Культура должна стоять на первом месте в бюджете страны».

Вот отрывок из его речи: «Что такое культура? Поклонение свету. Кто такой Ур? Это бог света. А культ – это поклонение. Второе, латинское значение слова «культура» – возделывание. Когда светит солнце, оно возделывает, дает рост вперед. Культура всегда на первом месте, поскольку это возделывание души. Планета кланяется свету, а не тьме. Там, где культура на втором месте, на первое придется выкладывать деньги на здравоохранение. Люди без культуры – болеют. Даже онкология – это результат отсутствия света. Это тьма. Я знаю людей, которые живут благодаря моим фильмам о культуре. Каждый фильм – это попытка открыть человеческую душу, рассказать тайну».

В ходе своего выступления оратор подкрепляет основную мысль сильными аргументами. Что относится к сильным аргументам? Прояснение понятий, истории из жизни (как было, как стало, что случилось и почему), статистика, демонстрации (во время выступления Казиник играет на скрипке, иллюстрируя свою мысль). Все это привлекает внимание к теме и держит интерес публики на протяжении всего времени, отведенного оратору.

В конце выступления он снова повторяет основную идею, подытоживая речь: «Помните, раньше писали: скрипка играла, они плакали? Почему сегодня никто не плачет после концерта в филармонии? А что-то пропало. И однажды я понял, что пропало. Мне нужен не час, а целая конференция по культуре, чтобы вы не одобрили второе место по культуре в бюджете страны. Чтобы вы одобрили только первое место. Возделывание души – это главное. Без этого все пропало. Все, что мы делаем, – это эквивалент культуре. Дайте деньги не туда – они потратят это не туда. Любая страна ценна тем, что она внесла в мировую копилку цивилизации, а не тем, сколько колбасы она съела».

И Станиславский бы поверил!

Какие еще приемы позволяют Михаилу Казинику оказывать невероятно сильное эмоциональное воздействие на слушателей?

Чтобы это понять, давайте обратимся к системе Станиславского. Принципы этой системы справедливы не только для актеров, но и для спикеров. Давайте рассмотрим два важных понятия из этой системы: сценическое действие и вера в предлагаемые обстоятельства.

Действия по Станиславскому – это умственная борьба с препятствиями. Это ответ на вопрос: почему они этого не делают? Например, культура должна быть главной в бюджете страны. Почему это не так? Все дело в невежестве? Будем бороться с невежеством. Способ борьбы: сами задаем неудобные вопросы и сами на них отвечаем.

Вот как это делает Михаил Казиник. Он задается вопросом: «Почему раньше скрипка играла и все плакали, а сейчас нет?» И сам же отвечает: «Потому что что-то ушло… Люди без культуры болеют, даже онкология – результат отсутствия света». На протяжении всего выступ­ления он обращается к аудитории с вопросами, которые заставляют задуматься и меняют точку зрения на известные, но недостаточно понятые важные вещи.

Принцип «веры в предлагаемые обстоятельства» проявляется в том, что Михаил Казиник как оратор не боится выглядеть комично, так как верит в то, что говорит. Он рассказывает о своей истории и о том, что трогает эмоционально его лично. Речь этого оратора полна метафор, которые делают выступление очень живым и драматичным: «возделывание души», «планета кланяется свету, а не тьме» и т.п.

Мастер яркого сторителлинга и новизны подачи

Давайте более подробно остановимся на таких отличительных особенностях выступлений в стиле TED, как:
1 умение оратора иллюстрировать свое выступление историями и примерами;
2 умение научить новому и сделать речь незабываемой, подать содержание так, чтобы его было трудно забыть.

Это соответствует лучшим традициям древнегреческого подхода к публичным выступлениям: со времен Древней Греции ораторское искусство не изменилось. Основоположник деловой коммуникации Аристотель считал, что убеждение должно включать в себя три вещи: этос, логос и пафос.

Этос – это внутренний склад человека, его характерные особенности как оратора, его индивидуальная манера поведения. И это то, что влияет на уровень доверия аудитории.

Логос – стройная подача материала, обращение к разуму с помощью данных и статистики. Логос должен сочетаться с тем, что Аристотель назвал пафосом. Пафос – это обращение к эмоциям, сердцу, душе. Иначе говоря, любую идею должно подкреп­лять примерами или историями. На одну идею – один-два примера или одна история.

Особый этос Михаила Казиника, его трогательная и максимально искренняя, почти детская манера общения не могла не вызвать симпатии даже у такой сдержанной аудитории, как члены Совета Федерации.

Будучи гениальным искусствоведом, обладателем уникальных литературных и исторических знаний, Казиник великолепно использует сторителлинг. Он искусно рассказывает истории и приводит «убойные» литературные примеры, мастерски сочетает «аргументы и факты» и делает это в своей неповторимой манере.

Вот, например, он разбирает басню Крылова «Ларчик».

Казалось бы, зачем? Какое отношение это имеет к дополнительному выделению денег на культуру – основной цели, которую преследует оратор? Честно говоря, мне, как человеку с филологическим образованием, было стыдно за то, что я, как и большинство людей, настолько неверно понимала смысл известного литературного произведения. Оказывается, что «ларчик просто ОТКРЫВАЛСЯ (ударение не на слове «просто», а на слове «открывался»), то есть не было никакого секрета открывания ларчика, который так и не нашел даже мастер, а была простая человеческая глупость, которая приводит к тому, что люди склонны преувеличивать проблемы и усложнять все вместо того, чтобы сначала предположить, что крышка ларчика и не была закрыта. Аналогия с жизненными ситуациями очень простая. У многих из нас было так: не работает, например, телевизор. Мы вызываем мастера, и оказывается, что в пульте просто батарейки сели. Мораль проста: не усложняй, проверь простые, очевидные вещи.

Эти «вкусные» разборы литературных произведений Михаил Казиник делает, чтобы показать, насколько деградировало общество и образование в культурном отношении, насколько поверхностно даже сами учителя владеют материалом и потому не способны ни увлечь детей учебой, ни привить любовь к науке, литературе, искусству, а значит, и к самой жизни.

Ведь культура и образование призваны подготовить человека к жизни, сделать его способным улучшать мир, привить нравственные ценности… И великие произведения литературы и искусства дают такие правильные ориентиры.

Как раз на примере разбора сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» Михаил Казиник показывает, как это произведение, если его правильно понять, может научить терпимости и любви к ближнему, каким бы он ни был.

Вот как это обосновывает наш гениальный оратор: «Спросите любого учителя, и он вам скажет, что это сказка о жадной старухе. Мои хорошие, это глупость очередная. Это Пушкин будет тратить время, чтобы обсуждать очередную жадную старуху?»

В этом месте оратор выдерживает небольшую паузу, которая придает вес словам. Спикеры знают, что пауза порой может сказать даже больше, чем слова. Уместная пауза – это мощный прием воздействия на аудиторию.

И дальше Михаил Казиник говорит: «Это сказка о любви. О безусловной любви старика. Легко любить умную, щедрую женщину. Вы попробуйте любить старую, грязную, жадную старуху. Как начинается сказка? Жили были старик со старухой? Нет. Жил старик со своею старухой. Потому что еще пока СВОЯ. Потом: жили у синего моря (акцент на слове «синее»). Море перестает быть синим, как и старуха перестает быть своей. О чем я сейчас говорю? О культуре. О другой школе. О других педагогах, которые такое вытворят, что дети все свободное время будут книжки читать, а не лазить по порнографическим картинкам. Школа делает вид, что она из XIX века. Нет, мы живем в другом мире. Сегодня не учителя информаторы, а интернет, в котором 500 тысяч ссылок на Джомолунгму.

Если детям сказать, что скрипка самый веселый инструмент – они не поверят, потому что симфония, филармония – сразу мрак появляется. Но скрипка родилась как атрибут шутов (играет на скрипке диалог двух кошек – маленькой и большой). Если так показать, то ребенок даже не заметит, что играют на скрипке.

Школа должна быть мотивирована радостью. Лучшие годы жизни детей с 10 до 16 лет – что мы с ними вытворяем? После этого они выходят с такой речью, с такой риторикой, что мне становится страшно. Почему ни одна учительница не рассказала детям правду, что сказка о попе и его работнике Балде – это борьба двух звуков, «о» и «а»? После этого дети бы с удовольствием играли в литературные игры. А кто знает, что сказка о курочке Рябе – это притча о шансе? Каждый человек в жизни получает шанс: не простое яйцо – а золотое. И он должен понять, что из него яичницу не жарят».

Шедевральные, бесподобные примеры – что тут скажешь!

Конец – делу венец?

Мастерство оратора в особой степени проявляется в начале и в конце выступления.

Вначале нужно уметь «растопить лед в аудитории» и мгновенно захватить внимание слушателей. Завершающий же этап выступления стратегически наиболее значим. Ведь последние слова продолжают влиять на слушателей, даже когда оратор уже закончил выступление.

Завершение – это самый удачный момент для кульминации, и поэтому выступление необходимо заканчивать на высокой эмоциональной ноте. Как в музыке, последний аккорд речи должен звучать мощным акцентом, создавать побудительный мотив, вызывать эмоциональный всплеск.

В конце своего выступления Михаил Казиник рассказал невероятно трогательную историю о том, как его скрипичная музыка помогла установить контакт с дельфиньей цивилизацией. Он был приглашен на мероприятие, которое проводилось в море на корабле, в месте зарождения цивилизации дельфинов, чтобы сыграть для них скрипичную музыку. Несколько сотен дельфинов приплыли на звук скрипки и слушали.

Затем для полноты впечатления Михаил Казиник сыграл эту музыку на скрипке для членов Совета Федерации. Лично я рыдала.

Почему эта история стала кульминационной? Потому что таким образом оратор продемонстрировал, на каком высочайшем уровне находится восприятие культуры у дельфинов и насколько оно деградировало у людей.

Закончил он свою речь обращением к членам Совета Федерации: «Мои дорогие, посмотрите мои фильмы. Я знаю, что у кого-то есть проблемы с нервной системой, со здоровьем и вообще тяжело нести такую ответственность, как вы. Пожалуйста, переходите в другой мир. Вы поможете себе, своему здоровью. Я обнимаю вас музыкой».

Ошибки великого оратора и его триумф

Что же в итоге? Достигло ли это выдающееся выступление своей цели – поменять точку зрения членов Совета Федерации на место культуры в бюджете страны?

Вот принятый бюджет на 2018 год по статьям «образование», «здравоохранение» и «культура»: образование – 549,3 миллиарда рублей, здравоохранение – 363,2 миллиарда руб­лей, культура – 93 миллиарда рублей.

Итак, выступление Михаила Казиника произвело на слушателей сильное эмоциональное впечатление, вызвало бурные аплодисменты, но не побудило поставить культуру на первое место в бюджете. Почему?

На мой взгляд, причин несколько.

1 Аудитория в лице Совета Федерации не мучилась изначально вопросом «быть или не быть», надо или не надо выделять больше денег на культуру. Эту блестящую речь слушали люди, которые не принимают самостоятельных решений. Иначе говоря, у этой аудитории НЕ БЫЛО ЦЕЛИ что-то изменить в этой области.

2 Из выступления не было ясно, как выделение большего количества денег на культуру поможет повысить культурный уровень общества, чтобы оно по-другому читало литературные произведения, слушало музыку, воспринимало культурные ценности. Непонятно, на что конкретно должны быть выделены деньги и почему это будет эффективно; что произойдет, если вложить больше денег в культуру, и каким образом это должно произойти.

Выступление Михаила Казиника можно назвать просветительским (не понимали важность темы – осознали), но нельзя назвать продающим (поняли ценность вложения денег и вложили).

И тем не менее важность для общества этого выступления, на мой взгляд, трудно переоценить. Как говорится, тверди о своем замысле, и рано или поздно он дойдет до большинства.

Сам Михаил Казиник в одном из интервью сказал об этом так: «Мне важен не сиюминутный эффект, но знание, что даже одна встреча может перепрограммировать человека, заставить его пересмотреть свои взгляды на жизненные ценности. Цель очевидна – попытаться здесь, как и во всех других местах, взорвать атмосферу нешколы, необучения, необразования, абсолютного движения в никуда. Конечно, в обозримом будущем это вряд ли получится, но я убежден: за моей школой будущее. О ней надо только почаще говорить».

Журнал "HUBSpeakers magazine" №1 (3) февраль 2018, страница 21