Дмитрий Волошин - предприниматель, ментор
«За всеми этими страданиями по разорившимся рестораторам, выросшими ценами на недвижку и мерам государственной поддержки в коронокризис, мы как-то упустили конференции. А там дела обстоят весьма забавно: большинство производителей разорились или близки к разорению. Даже создатели ИТ-шных конференций, несмотря на надувание щек в тусовке, близки к банкротству. Почему так? Вроде бы нет ничего сложного в переезде в онлайн. Ан нет, онлайн не покупают. Вообще.
Проблема в том, что на конференции ходили отдохнуть. Послушать вполуха, немного поесть, пообщаться. Конференция - идеальный способ получить day off за счет работодателя. Отдельные товарищи, конечно, упарывались и пытались получить пользу. Что иногда удавалось, но, в целом, по конференциям ходят одни и те же люди в лице спикеров. Хуже, с одним и тем же докладом. Так что нет проблем его найти в сети. Собственно, это обстоятельство достаточно давно превратила очные конференции в своеобразные клубы. Откуда потом вырастали рейтинги типа Коммерсант 1000 и тп.
Дальше, когда это все ушло в онлайн, то выяснились три любопытные вещи. Во-первых, тусовка и нетворкинг в онлайн ни фига не создается. Во-вторых, количество новых спикеров со свежими докладами стремится к нулю. В третьих, уровень спикеров не позволяет компенсировать драматическое падение интереса к выступлению, которое происходит при переходе из оффлайн к онлайн. Почему? Ну сидите вы в зале, выходить неудобно, слушаете между делом, залипая в телефоне. А в онлайн можете хоть на совещании сидеть или на лошади скакать. Никакого неудобства.
Остановимся подробнее на последнем пункте. Кажется, что борьба за внимание участника конференции является центральным вопросом. То, что привычно для онлайн-образования, оказалось сюрпризом для создателей конференций. И ключевой вопрос здесь - интерактив. Задания, кейсы, групповая работа и групповая же динамика, и так далее по всем Блумам со всеми остановками. И вроде, как мне говорили, создатели конференций и не против замутить больше интерактива. Даже готовы тестировать на входе участников. Но есть одна проблема. Большая.
Спикеры. Понимаете, чтобы был интерактив, должен быть практический опыт. Тут вам бла-бла не отделаться. И если раньше можно сделать «проходной» доклад про цифровизацию несушек, wellbeing сотрудников коммунальных хозяйств или маркетинг бревен поперечного сечения, то в интерактиве - увы. Велик шанс, что поймают. И засмеют. Стремно это. А организаторы конференций это все, конечно, понимают. И мыслят так: ща все рассосется и вернемся к предыдущему чесу. Не будем искать и готовить новых спикеров в новых форматах. Нет, граждане, не рассосется. Зима будет долгой.»
Наталия Франкель - продюсер деловых событий, создатель «Ивентологии»
«Как человек, проводящий со своей командой с марта постоянно онлайн-конференции, зарабатывающий на них, планирующий построить в онлайн-конфах отдельный вектор Ивентологии и получающий много позитивной ОС уже больше полугода, хочу поговорить.
Вижу в посыле Дмитрия несколько тезисов, к которым хочется аппелировать:
- Нельзя убить то, что было мертво задолго до ковида. То, что уже давно проводится для пожрать/прогулять работу/потусить с друзьями - ну да, оно умерло, но ведь туда ему и дорога? Разве не жалко времени на это (понятно, что денег работодателя никому не жалко)? Риторический вопрос, ок.
- Новых спикеров нет. Проблема в том, что множество оргов просто не умеют их находить/привлекать/встраивать в программу. Программный комитет есть у немногих организаторов. Именитый спикер, льющий воду, будет выбран скорее, чем никому не известный новичок с хорошим контентом. Конференции «Ивентологии» каждый раз на 30-55% состоят из новых спикеров, являясь, по сути, ачивкой качества знаний спикера и пропуском в мир нишевых событий. Искать новых спикеров, тестировать их, выводить к первым аудиториям - одна из наших миссий. Но, безусловно, только в своих нишах - полагаю, что этот опыт можно изучить и экстраполировать.
- Понятие «конференция» в принципе уже давно настолько размыто и неконкретно, что не имеет смысла говорить о том, что умерли конференции. Умер формат, когда кто-то там на сцене оптом или в розницу вещает что-то малоинтересное или заезженное, в то время как участники болтают/работают/тусуются/пьют кофе. Если на сцене было интересное/актуальное - то оно останется живо и востребовано и в онлайне. Лучший тому пример - онлайн-практикум «Найди свой трафик» (апрель 2020). Конференция «Найди свой трафик» была заморожена в 2018 году вследствие недостаточно интересного для нас финансового результата. Во время локдауна конференция была переформатирована в трехдневный онлайн-практикум, собрала 12000+ регистраций и принесла бОльшую чистую прибыль, чем все ранее проведенные офлайн-НСТ.
- Спикеры с одним и тем же докладом ходили с конфы на конфу, только если их с этим контентом туда пускали. В нашем случае это невозможно - спикеры подаются через форму заявки, конкуренция 3-4 человека на место требует новых докладов, развернутых тезисов, хорошей упоротости от спикера. Даже если это самый именитый спикер в нише - он также подается через форму и также проходит отбор.
Плюсы онлайна (самые базовые, не углубляясь):
- у онлайна намного дешевле продакшн (на рабочих инструментах),
- у онлайна намного быстрее цикл продакшна (можно провести больше за период),
- если вы проанализировали рынок и нишу - вы поймете, что нужно сделать, чтобы отстроиться и попасть в цель и боль,
- если сделана сильная, качественная, применимая программа, и на конференцию пришла целевая аудитория в достаточном количестве - то получается очень хорошая монетизация на записях,
- если собрана целевая аудитория в достаточном количестве, и команда умеет формировать целевые предложения для партнеров и хорошо креативит интеграции - то получается хорошая монетизация на партнерах,
- удержание внимания возможно только если совпадает качество материала и интерес к нему аудитории. Это же может быть и тестом первого и второго. Это же может быть тестом события, если оно проводится впервые.
Да, конференции, где во главе угла стоял хантинг, на котором держалась огромная часть монетизации (и на билетах, и на стендах), за ним шли доклады и где-то в хвосте плелся нетворкинг и прочее - да, им трудно. Это, например, уважаемые мной коллеги из ниши IT-конф.
Да, конференции без смысла, цели, контента и нормально составленной программы (организацией которых грешили ох, многие, преимущественно для клиентов) в онлайн перейти не смогли - потому что про них тут же забыли.
Да, конференции, не сумевшие сделать продакшн в онлайне, не смогли сохранить то, что делали в офлайне.
Можно говорить о том, что не все форматы деловых событий сумели без потери смысла и качества перейти в онлайн, и часть из них по дороге скончалась.
Можно перестать, наконец, называть конференциями тусовки, нетворкинги, вечеринки, митапы и прочие иные форматы.
Можно говорить о том, что есть куда расти в плане нетворкинга и интерактива (мы, например, работаем в эту сторону постоянно).
Но копать конференционный бизнес рановато».
Рынок ивентов переживает сложные времена. Тем важнее позитивный опыт по проведению онлайн-конференций команды Наталии Франкель.
Обратите внимание, если вам нужны спикеры-практики отправляйте заявку на info@hubspeakers.ru.
С 2014 года наше бюро спикеров HUBSpeakers профессионально занимается поиском и подбором спикеров для абсолютно разных мероприятий, исходя из задачи клиента. Предприниматели, космонавты, художники, ученые, изобретатели, спортсмены, выдающиеся артисты, бизнес-тренеры, коучи или эксперты в каком-то узком вопросе - подберем спикера, который будет интересен вашей аудитории.