Заходим в конференц-зал четырёхзвёздочного отеля Астаны, где только что закончил рассказывать про кросс-маркетинг Владислав Бермуда. Спикера обступают астанчане, чтобы купить его консультацию за €500 прямо здесь и сейчас.
Бермуда отправляет оплачивать часовую консультацию на ресепшен, девять человек вносят полную оплату. На обеденном перерыве он уже консультируют всех желающих. Двести человек пришли послушать, как развивать бизнес с помощью современных маркетинговых методов.
Форум по маркетингу в Казахстане, организаторы ArGon Promo
Как всё начиналось
Для двух четырнадцатилетних ребят из Белгорода старт первого бизнеса состоялся 4 августа 2012 года. Это было отправной точкой в двухлетнем увлечении производством сувенирной продукции под брендом IloveBelgorod – кружки, футболки, толстовки, ручки, шарики и даже презервативы. Уже тогда подростки предоставляли свои товары под реализацию в 3 магазина и на рынке, ставили торговую палатку на площади и в парках по праздникам. Начали привлекать блогеров и лидеров мнений к рекламе своей продукции, снялись в репортаже местного ТВ.
Владимир Арустамов и Илья Гончаренко, основатели ArGon Promo
Ларек по продаже товаров IloveBelgorod в г. Белгород, Россия
Продажи были очень размеренными, но бывали и «бумы», например, на День города и в преддверии новогодних праздников. В целом, по словам Владимира, бизнес был прибыльным, но недостаточно масштабным.
В 2012-2013 учебном году Владимира и его партнёра Илью в своих учебных заведениях одновременно выбрали президентами школьного самоуправления. Так спонтанно родилось новое направление в общих бизнес-интересах – школьные дискотеки.
Школьная вечеринка, организованная Владимиром Арустамовым
School Party в клубе «Форум», организованная ArGon Promo
Проект School Party после пары успешных вечеринок стремительно расширяет охват. ArGon Promo начинает проводить дискотеки для школьников в клубах. За год удавалось провести около 3-4 крупных School Party. Самую масштабную вечеринку посетили около 600 школьников 22 марта 2013 года в клубе «Форум». Билет стоил от 200 до 500 рублей.
Уже через пару недель после такого успеха Владимир и Илья уходят в первый крупный минус в новом направлении – организации концерта рэп-исполнителя Кравца. Новоиспеченных разнопрофильных ивенторов заметила руководительница белгородской сети ресторанов и пригласила на работу в DJ-кафе. Ребята разрабатывали новые концепции для клубных вечеринок, которые проходили раз в неделю. Тогда им было по 15 лет.
Сувенирка, вечеринки, концерты и даже выгул собак – всё это было весело, но хотелось зарабатывать не по 5-10 тысяч рублей в месяц. Толчком к переходу на новый уровень стал разговор в машине по дороге в Москву с папой Ильи.
Владимир Арустамов: «Папа Ильи любил слушать по радио Дмитрия Потапенко (прим. ред. – предприниматель, бывший топ-менеджер сети магазинов «Пятёрочка»).
Нам захотелось организовать его тренинг в Белгороде, попробовать себя в более маржинальной, с более высокими чеками деятельности, чем организация School Party. Тогда мы ещё учились в 11 классе. Нам удалось найти трёх партнёров, разделить риски и ответственность. Гонорар Дмитрия обошелся в $2000. Первый семинар в Белгороде вышел нам в ноль. Но позже, уже поступив на первый курс в РЭУ им. Г. В. Плеханова и в РАНХиГС, мы успешно организовали семинар Потапенко осенью 2015 года в Москве. Так заработали свои первые деньги в сфере деловых мероприятий. Нас очень вдохновила победа и мы решили организовать тур с Дмитрием Валерьевичем по девяти городам России. В декабре 2015 года проверили в "Яндекс wordstat" – запросы его имени показывали большой прирост. Он «хайпанул» на Московском Экономическом Форуме (прим. ред. МЭФ-2015): высказался критически в отношении к власти, «подкручивающей гайки предпринимателям».
«Мы поняли: регионам нужен Дмитрий Потапенко здесь и сейчас».
Дмитрий Потапенко на Московском Экономическом Форуме, 2015 г.
Но не всё у ребят складывалось гладко. В трёх городах их сильно подвели - местные организаторы не выплачивали вознаграждения за оказанные услуги. Ошибкой было то, что заранее не были подписаны все необходимые документы для возможности разбирательств через Арбитражный суд. В итоге они вышли в ноль по всем девяти городам. «Мы могли бы заработать около шестисот тысяч рублей, а в итоге прогорели», – сетует молодой предприниматель. «Этот опыт был бесценным и неповторимым. До сих пор не понимаем, как нам тогда удалось за один месяц организовать семинары Дмитрия Потапенко в девяти городах России и при этом везде собрать по 100-200 участников».
Тогда в команде c ArGon Promo был Александр Пак, основатель Russian Business Community, который отвечал за маркетинг, а Владимир и Илья – за продажи, площадки, партнёров. В каждом городе находили координаторов. Искали через группы во «Вконтакте» – через тех, кто организует тренинги, семинары Манна, Гандапаса, проводит мероприятия «Бизнес-молодости», «Лайк Центра».
«Мы облажались, ничего не заработали с этого тура. Решили сходить на форум «Атланты» в Москве, на котором хэдлайнером выступал Тони Фернандес – основатель авиакомпании Air Asia. Концепция «Атлантов» очень зацепила. Пришла идея сделать «Белгородский Бизнес-Форум». С ходу мы представили, что на одной сцене выступят лучшие предприниматели различных сфер деятельности. Придумали манифест «Львы белгородского бизнеса на одной площадке». И «львы» показали себя.
Владимир Арустамов и Илья Гончаренко, основатели компании ArGon Promo на своей конференции в Белгороде
Первый форум
Осень 2016 год. Белгород, 300 человек. Это был первый большой форум в родном городе. Билеты стоили от 2,5 тыс.рублей до 15 тыс. рублей. Партнёрами мероприятия стали Сбербанк, Мегафон, Metro Cash и Carry. Идея регионального «Бизнес Форума» заряжала своей гениальностью, и тогда ещё 17-летние предприниматели ринулись в очередной тур со своим первым ивент-продуктом. Их ждали Липецк, Курск, Воронеж, Рязань, Тула…
По признанию Арустамова, сначала были сложности с поиском спикеров в других городах. Но в этом им помогали координаторы – это мог быть редактор бизнес-журнала, опытный организатор и любой, кто мог поверить в их идею и сработаться вместе.
«Бизнес-Форум», как продукт в первозданном виде, просуществовал с октября 2016-го до июня 2017 года. От региональной аудитории был негатив: «Что нам расскажут наши местные – мы про них и так всё знаем. Ярмарка лицо торговли». Хотя местные предприниматели с удовольствием соглашались делиться тем, как сильно они изменили бизнес-атмосферу в регионе, было решено изменить подход поиска спикеров. Начали приглашать московских спикеров. Это насыщало программу свежим интересным контентом и постепенно упрощало процесс выбора спикеров для форумов.
Что изменилось за год?
Осень 2017 год. Белгород, 600 человек. Первый опыт взаимодействия с администрацией города. В этот раз форум проходил при поддержке Департамента экономического развития города Белгорода. Дворец культуры на тысячу посадочных мест удалось получить безвозмездно! Но важным условием было анонсировать бесплатную категорию участия. Ребята из ArGon Promo посчитали, что если бы они делали этот же форум без партнёрства с администрацией, то получили бы такую же прибыль, но объём работы был бы в два раза меньше.
Форум в Белгороде на 600 человек.
Бог помог
Владимир и Илья ещё долго будут помнить как организовывали мастер-класс Дмитрия Портнягина. Мастер-класс состоялся в Санкт-Петербурге 30 сентября 2017 года. Собрали около 150 человек, ценник был от 5 тыс.рублей до 80 тыс.рублей за один билет. По словам Владимира, выйти в плюс удалось только из-за веры в Бога.
Тогда было не на шутку страшно – за две недели до мастер-класса почти не было продаж, договор был подписан предоплата внесена – в смете доходов и расходов в итоге было написано «минус 800 тысяч рублей». Кроме того, даже за неделю до мастер-класса, когда уже было около «минус 550 тысяч» Дмитрий долго не был на связи. По словам его партнёров, получил травму на Эльбрусе.
Нам и плакать хотелось и смеяться. Мы действительно напечатали фотографию Портнягина, включали церковный хор, молились. Специально пошли поставить свечку в Храм Христа Спасителя.
После этого мы были свидетелями самых стремительных продаж в нашей жизни. После того, как Дмитрий у себя в публикациях анонсировал своё выступление, продаж особо не прибавилось. Но после анонса в сториз – за 5 дней до мастер-класса – выручка в день была от 60 до 200 тысяч рублей. Бог помог, и нам тогда, конечно, очень повезло. Заработали около 200 тысяч рублей».
Выступление Дмитрия Портнягина в Санкт-Петербурге, организаторы ArGon Promo
Белгородский low-coster в ивент-индустрии
Опыт организации высоко рискованных деловых мероприятий привёл к новому инсайту – зарабатывать с мероприятия можно те же деньги и у себя, если постараться удивить спикерским составом, качеством контента и сильно урезать риски.
Тщательно изучив боли потребителей, основные ценности текущего ивент-продукта, Владимир и Илья решили организовывать конференции по общей теме маркетинга и продаж. Опираясь на весь багаж опыта, переполненные контакты в смартфонах, шаг за шагом получили продукт, готовый к масштабированию и лёгкой продюсерской подготовке. Так, с осени 2018 года и по сей день, ArGon Promo стабильно организует по несколько региональных маркетинг-форумов в месяц.
«Когда шикарно, качественно, вкусно – мы остаёмся ни с чем. И напротив, когда программа оптимальна, когда есть несколько хэдлайнеров, есть рекламодатели – тогда в плюсе. Постепенно стали превращаться в «low coster» – делали по бартеру всё что угодно», – вспоминает Владимир.
Владимир Арустамов и Илья Гончаренко, основатели компании ArGon Promo
Арустамов считает, что конференцию продавать очень легко по сравнению с тренингами. Тренинги – мероприятия менее рискованные, но с высокими ценами. Форумы ArGon Promo привлекательны ценой участия от 1,5 до 10 тыс. рублей. Сейчас в команде ArGon семнадцать сотрудников – РОП, восемь менеджеров по продажам, маркетолог, его помощница, дизайнер, два пиарщика, smm-специалист, технический специалист и бухгалтер. В планах в ближайшее время провести форумы в Таллине, Москве, сделать первые форумы в Европе и США – на английском языке.
Партнёрство и дружба
Интересный факт, что до 2019 года между Владимиром и Ильёй было разделение ответственности по функциям. С 1 января 2019 года они распределили между собой ответственность по городам и по-прежнему вместе планируют общие графики.
«Многим сейчас, кто следит за нами известно, что мы партнёры. Да, Илья – мой напарник, идейный вдохновитель и зачинщик всех предыдущих проектов. Но самое главное – он мой первый друг, с которым мы идём одной дорогой с детского сада. Не скрою, партнёрство между друзьями не такая радужная штука, как нам казалось раньше. Но мы прошли через несколько тяжелых конфликтов и ссор. Наш тандем уже вряд ли остановит какая-то беда или иные обстоятельства».
Илья Лочканов, спикер Белгородского Бизнес Форума 2017 года, Илья Гончаренко и Владимир Арустамов, основатели компании ArGon Promo на пресс-конференции
Личные вопросы от редакции Hubspeakers magazine
Нас заинтересовало, почему Владимир после университета вернулся в Белгород и остаётся там. Владимир ответил так: «Кроме верной дружбы, успешного бизнеса и уймы столичных развлечений есть ещё кое-что, что для меня в разы важнее. На момент интервью я в отношениях со своей невестой уже 6,5 лет. Встречаться 4 года на расстоянии со свиданиями раз в месяц и при этом сохранять отношения очень нелегко. Моим главным желанием было скорее вернуться и быть постоянно рядом с любимым мне человеком. Я сделал Кате предложение на «Белгородском Бизнес-Форуме» в ноябре 2018 года, и она сказала «да». Сейчас мы готовимся к свадьбе – именно это событие для меня станем «новым уровнем».
Владимир Арустамов и его невеста Катя
Сложно ли работать из Белгорода, организовывая форумы по всему миру?
«На мою работу это никак не влияет. В последнее время я даже не летаю на свои форумы, научился проводить их дистанционно на все 100%. Считаю этот дар делегирования своим лучшим достижением 2019 года. Надеюсь, это поможет мне провести как можно больше прибыльных форумов в 2020 году, не выгорая и сохраняя энергию на другие радости жизни».
Видеообращение к участникам Владивостокского Маркетинг Форума 26.11.2019