14 апреля на форуме “3D Журналистика” выступила Вивьен Шиллер, медиаэксперт, экс-глава Национального общественного радио Америки, бывший вице-президент NBC News. Она рассказала, что такое fake news и как с ними бороться. Бюро HUBSpeakers выступило партнером форума и делится с вами информацией из первых рук.
Социальные сети изменили парадигму потребления информации не в пользу СМИ
Фейковые новости – одна из самых широко обсуждаемых проблем в мировом сообществе: во время предвыборной кампании в США всех американцев шокировало известие о том, что Папа Римский благословил Трампа на президентство, которое облетело социальные сети за считанные часы и оказалось «уткой». Новость пришла с неизвестного сайта, который появился в сети пару недель назад до анонса, но разве это что-то изменило? Люди прочитали, распространили и поверили. Недавно пожаловалась на атаку со стороны фейковых страниц в Facebook и пресс-атташе российского МИД Мария Захарова.
Проблема fake news обострилась потому, что социальные сети, - или «платформы», как их называют медиаэксперты, - стали источниками получения новостей для большинства людей. Люди возраста 18-24 признают, что они предпочитают в качестве источников новостей социальные сети, а не СМИ. В среднем, новостной трафик от социальных сетей вырос за три года на 51% в Испании, Японии, США, Франции и Англии.
«Мы проверяем смартфон около 150 раз в день. Я, быть может, даже чаще», - признается Вивьен Шиллер. По словам эксперта, изменение потребления информации привело к появлению таких диджитал-сообществ, как BuzzFeed, где на каждой платформе – свое сообщество. BuzzFeed даже изменили метрику успешности и теперь не гонят трафик на одну площадку, а считают совокупный трафик по всем платформам с разбивкой по аудиториям.
Fake news – такие вирусные потому, что обманчивым путем добиваются нашего доверия: мы видим их рядом с постами друзей, а часто – даже получаем от товарищей в качестве рекомендации.
«Традиционные СМИ – New York Times и CNN – в такие спонтанные моменты уступают по параметру доверия фейкам, ведь провокационную информацию мы распространяем на эмоциях», - с сожалением отмечает Вивьен Шиллер.
Кроме того, все посты в ленте выглядят одинаково, и мы не обращаем внимания на источник, который опубликовал информацию. Эксперт представила исследование, которое установило: меньше половины опрошенных в шести странах мира помнят, из какого СМИ была та или иная новость, которую они увидели в ленте социальных сетей.
Доверие к традиционным СМИ по всему миру падает: только 33% доверяют СМИ в США, 50% - в Англии, 31% - во Франции. Самый высокий показатель – Финляндия, 65%.
Пользователям от этого не лучше
Людям нравится, когда за них решают, какие новости им узнавать! 36% опрошенных в исследовании Вивьен Шиллер отметили, что им нравится получать новости, подобранные на основе того, что они прочитали раннее, 30% полагаются на выбор журналистов, а 22%, даже не задумываясь, потребляют то, что увидели у друзей. Что и происходит на Facebook: его алгоритм построен так, чтобы давать вам больше того контента, который вы лайкаете или комментируете. Получается, что вы все время видите информацию одного рода.
«Это явление получило название Filter Bubble, - объясняет Вивьен Шиллер. - Когда мы живем в иллюзии доступа к информативным и вариативным знаниям, а на самом деле просто крутимся по спирали того, что уже знаем».
В итоге, стало возможным распространение fake news.
«Во время президентских выборов в Америке в Twitter работали 400 ботов, которые генерили 20% сообщений, связанных с предвыборной кампанией! – рассказывает Вивьен Шиллер. - Также использовался микротаргетинг, который на основе супер-детального анализа потребностей целевой аудитории спекулировал «болью» разных социальных групп. Всего использовалось около 75 000 аргументов».
Хорошая новость: «самозванца» легко вычислить
Fake news бывают следующих типов:
- Ложная связь. Заголовки, изображения или содержание, откровенно противоречащие содержанию
- Ложный контекст. Когда оригинальный контент вписан в ложный контекст
- Манипуляционный контекст. Когда оригинальная информация или изображения преподнесены так, чтобы спровоцировать реакцию
- Сатира и пародия. Нет очевидной цели навердить, но - одурачить
- Сбивающий с толку контент. Заведомо некорректное использование информации с целью сформировать вопросы для читателя, вызвать недоумение или другую эмоцию
- Контент-самозванец. Оригинальные источники обезличены.
- Сфабрикованный контент. С нуля придуманный контент, созданный с целю навредить.
Регулирование ведется, но бдительность никто не отменял
«Бум fake news спровоцировал возникновение независимых организаций, которые проверяют новости на достоверность – factcheck.org, crosscheck, politfact.com и ряд других», - рассказала Вивьен Шиллер.
Увы, платформы пока не научились фильтровать, чем делятся пользователи. И неизвестно, как это будет происходить. Поэтому наш совет – не делитесь информацией, источник которой вы не знаете, даже если увидели ее на странице у авторитетного друга.