Стоит только шагнуть на сцену – кожа покрывается мурашками, язык начинает заплетаться, тело становится непослушными, мысли дружно покидают голову, оставляя звенящую пустоту, вам кажется, что все в аудитории пристально и скептически вас разглядывают и оценивают…
Знакомые ощущения?
Уверен, что знакомые, если вы хотя бы раз выступали на публике.
Недаром один из самых популярных запросов в поисковых системах, связанных с публичной речью, это «преодоление страха перед выступлением».
Откуда берутся эти неприятные симптомы и как с ними бороться?
Давайте разберемся!
Корни проблемы, по мнению психологов, чаще всего скрываются в детстве.
Например, вы, будучи ребенком, принимая участие в утреннике в детском саду, или читая стихи Деду Морозу на елке, или, развлекая гостей ваших родителей во время праздничного ужина, забыли слова во время выступления.
Над вами посмеялись или, наоборот, пытались безуспешно вас успокоить, вы испытали чувство стыда и дискомфорта, и у вас сложилась нейронная цепочка: публичное выступление – неприятная ситуация.
Также ученые утверждают, что страх перед выступлением идет из глубинных слоев психики, доставшихся нам в наследство от предков.
Выходя на сцену, вы оказываетесь в ситуации «один против многих», и ваш мозг воспринимает это как потенциальную угрозу.
Ведь в далеком прошлом результатом подобного «столкновения» вполне могли быть реальный ущерб здоровью и даже смерть.
В современном мире цена ошибки во много раз ниже.
Однако тысячи людей не могут сделать новый шаг в своей карьере, поскольку испытывают панический страх перед публичной речью.
Как же преодолеть этот страх?
Для начала нужно его конкретизировать.
В менеджменте существует «Правило слона»: если слона нельзя съесть целиком, то его легко можно съесть по кусочкам!
Предлагаю применить его, чтобы провести декомпозицию абстрактного страха перед выступлением, разобрав его на конкретные, а главное, решаемые проблемы.
Вот 7 наиболее часто встречающихся опасений начинающих спикеров:
Негативная реакция
Спикер боится получить негативную обратную связь во время выступления. Выкрики из зала, недовольные, каменные лица слушателей и т.д.
Решение – сосредоточиться во время выступления на поддерживающих слушателях.
Практически в любой аудитории будут люди, вам симпатизирующие, на них и стоит сфокусироваться во время выступления.
Не смогу донести суть
Выступающий боится, что аудитория не поймет основную мысль того, что он хочет ей донести.
Решение – формулировать свои мысли понятным для слушателей языком. Для этого нужно заранее узнать, перед кем вам предстоит выступить.
Не будет результата
Спикер боится, что не сможет в полной мере достичь поставленной цели выступления.
Решение – понять, что результат будет в любом случае, хотя бы в виде приобретенного опыта. Кроме того, необходимо осознать, что конкретно взятое выступление – не последнее в жизни и карьере.
Будут еще попытки.
Томас Эдисон, изобретатель электрической лампочки, говорил: «Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают».
Буду говорить несвязно
Выступающий боится, что запутается в собственных мыслях и в результате провалит выступление.
Решение – прописать четкую и понятную структуру выступления.
Забуду материал
Спикер боится забыть или перепутать материал выступления.
Решение – сделать себе подсказку в виде карточек или слайдов, которые позволят держать перед глазами основные разделы выступления.
Неудобные вопросы
Выступающий боится, что ему зададут вопрос, на который он не сможет дать приемлемого ответа.
Решение – во-первых, заранее прописать возможные «острые» вопросы по теме выступления и подготовить на них достойные ответы, во-вторых, огласить в начале своей речи регламент, по которому вопросы можно будет задавать в финале выступления либо вообще после его окончания.
Меня будут оценивать
Спикер боится, что получит не слишком лестную оценку аудитории.
Решение – оцените себя сами!
Запишите репетицию своего выступления на камеру и затем внимательно просмотрите запись для того, чтобы понимать, какое впечатление вы производите со стороны и где ваши «зоны роста».
Подведем итоги.
Мы заменили абстрактный страх перед выступлением на вполне конкретные проблемы, с которыми сталкивается большинство спикеров.
И оказалось, что у каждой из этих проблем есть простое решение.
Стоило только конкретизировать фобию, и пришло четкое понимание того, что нужно не бояться, а работать над собой и своим выступлением!
А для того, чтобы проиллюстрировать, как предложенные техники работают, расскажу вам свою историю.
Я проходил обучение в Университете Риторики и Ораторского Мастерства, по специальности «Тренер курса “Харизматичный оратор“». Основным практическим заданием было проведение тренинга для открытой группы. Участники заплатили за прохождение курса, но знали, что их будут тренировать ученики.
Мне с еще двумя коллегами достался заключительный вечер. Также он совпадал с завершением нашего обучения, после которого нас ждала аттестация и вручение сертификатов разных степеней. Разумеется, я хотел получить максимальную оценку, и поэтому испытывал сильное волнение от предстоящего экзамена!
Мое волнение усугублялось еще тем фактом, что нашей группе предстояло рассказывать о преодолении страха перед выступлением. Иронично, не правда ли?
В общем, права на ошибку не было, и нужно было как-то совладать с собой, поскольку тренер, явно испытывающий стресс, не вызовет доверия у аудитории.
Должен отметить, что до начала учебы в университете я много лет работал на радио, телевидении и проводил разнообразные мероприятия. Так что новичком в теме публичных выступлений я точно не был. Это, казалось бы, должно было помочь, однако только выше поднимало «внутреннюю планку» ожиданий.
Как же мне удалось преодолеть мешающее излишнее волнение и выполнить поставленную задачу?
Пользуясь рекомендациями, предложенными выше.
Для начала я отправился на занятие, которое вели мои коллеги днем ранее, в качестве слушателя. Участвуя в упражнениях, а также во время кофе-брейка, я познакомился с доброй половиной группы. Это помогло наладить контакт и сфокусироваться на поддерживающих людях в аудитории, поскольку мы уже были знакомы и успели «сократить дистанцию».
Следующим шагом было рассказать теоретическую часть занятия по методике Университета – понятным аудитории языком. Для этого первую часть урока мы построили по схеме «мозгового штурма», предлагая участникам самим сгенерировать идеи того, как можно бороться со страхом. Затем, основываясь на собственном опыте и методике курса, мы разобрали каждый пункт и выяснили, что сработает, а что нет.
Разумеется, я боялся забыть материал или что-то перепутать. Решение оказалось простым – на столе, рядом с доской для записей, я положил mind-map урока с подсказками, и пока записывал идеи аудитории, посматривал в нее.
Да, я испытывал волнение от того, что на меня смотрит группа из 20 с лишним человек, мои преподаватели и объектив видеокамеры.
Да, все прошло не идеально, но я позволил себе расслабиться, понимая, что это не первое и не последнее публичное выступление в моей жизни.
Волнение стало моим союзником и источником энергии вместо того, чтобы мешать достижению поставленной цели!
Результатом этого выступления остались довольны все, включая моих учителей и коллег.
Я получил максимально возможную степень сертификации и теперь в команде Университета.
Ну а для закрепления материала предлагаю вам запомнить «Правило героя».
Любой герой знает, что не боится только безумец. Но нужно научиться управлять страхом, чтобы страх не управлял тобой!
Желаю вам успеха в делах и блестящих выступлений!
Журнал "HUBSpeakers magazine" №2 (2) сентябрь 2017, страница 28