«Посвященный» (2014),

режиссер – Филлип Нойс

«Юный Джонас живет в идеальном, максимально цивилизованном обществе будущего, где больше нет войн, боли, страданий, радости, воспоминаний. Для каждого члена здесь определен идеальный порядок существования, и теперь никому не приходится выбирать шаг, мысль, цвет – все вокруг однозначно серое… По решению Совета общества Джонас назначается Хранителем памяти, которую он должен перенять у Учителя по имени Дающий. Юноше открывается правда о настоящем мире, но, чтобы освободить свой мир, он должен бросить ему вызов…»

При просмотре фильма обратите особое внимание на встречи Дающего с Джонасом – это прекрасные иллюстрации работы психолога или коуча. Именно так происходят изменения в жизни клиентов этих специалистов – постепенно возвращаются ощущения, чувства, краски жизни.

В сущности, авторы показывают два параллельных мира: фильм начинается с подробного описания «идеального» мира без чувств, эмоций и воспоминаний – он черно-белый. Именно так «выглядит» внутренний мир главного героя фильма, а еще он очень похож на наш современный мир, в котором человек пытается отключить собственные чувства по разным причинам. Но есть и другой мир – именно его показывает наставник (Дающий) главному герою: в нем есть любовь, страсть, счастье, радость, а также боль, обида, грусть и т.п. Благодаря встречам с Дающим мир главного героя постепенно меняется, наполняется красками, становится разнообразным. С помощью такого контраста – черно-белый мир, который становится цветным, – можно наглядно продемонстрировать ценность профессии психолога или коуча. Этот прием можно использовать во время рассказа о любой другой профессии: «нарисовать», создать два мира, наполнить каждый из них деталями и образами и затем сравнить их – мир до и после вмешательства профессионала. Это могут быть реальные миры – реальные ситуации, которые вы наблюдали. Или можно поместить свою историю в совершенно фантастические обстоятельства, как в этом фильме. При этом важно, чтобы детали придуманной реальности были похожи на наш настоящий мир и слушатели могли легко разгадать эти образы и спроецировать их на свою жизнь.

«Portfolio» (2015),

режиссер – Никита Тамаров

Похожий прием – перенос реальных ситуаций в другой контекст – использует в своем короткометражном фильме «Портфолио» молодой российский режиссер Никита Тамаров. Благодаря этому его история обретает новые краски и становится захватывающей черной комедией.

Что будет, если отношения «заказчик – исполнитель» перенести в сферу, где эти отношения выглядят как минимум абсурдно, например, спроецировать на похороны дедушки? Родственники хотят внести изменения уже после того, как тело отпето и погребено по всем правилам, а подрядчики не знают, как это сделать, но выкручиваются «в рамках бюджета».

В этом фильме блестяще показаны разнообразные приемы манипуляций, которые заказчик использует при общении с исполнителем. Каждый из показанных приемов легко узнаваем всеми, кто когда-либо был в подобных ситуациях. Однако автор фильма доводит каждую ситуацию до абсурда благодаря необычному контексту, в который помещены главные герои. В итоге история смотрится на одном дыхании, а яркие образы и точно подобранные, узнаваемые диалоги легко запоминаются и помогают в реальных ситуациях распознавать манипуляции собеседника. Так что если в своем выступлении вам нужно добиться подобного эффекта – смело используйте такой прием, переносите ситуации, про которые хотите рассказать, в необычный, абсурдный контекст.

«Стажер» (2015),

режиссер – Нэнси Майерс

Оживить свой рассказ про офисные будни или про путь становления руководителя можно с помощью необычного героя – например, показать всю историю его глазами. Этот прием использован в фильме «Стажер», где пенсионер неожиданно становится стажером в современной компании и познает совершенно новый для себя мир.

«70-летний вдовец Бен Уитакер обнаруживает, что выход на пенсию – еще не конец. Пользуясь случаем, он становится старшим стажером в интернет-магазине модной одежды под руководством Джулс Остин».

В фильме можно увидеть сразу несколько историй – молодой женщины-руководителя, чья жизнь меняется, когда ее компания стремительно растет и это влияет на ее личную жизнь, отношения в коллективе, развитие компании. Также эта ситуация показана через призму восприятия сотрудников компании – опытных и стажеров. А еще можно увидеть особенности жизни пожилых людей и то, как они воспринимают мир современных технологий. Все эти линии становятся интересными зрителю как раз благодаря вмешательству необычного персонажа – 70-летнего стажера. Он демонстрирует неожиданный взгляд на привычные события и помогает задуматься о важных вещах, расставить приоритеты и принять верные решения.

«Корона» (2016),

режиссеры – Стивен Долдри, Филип Мартин, Бенжамин Карон и др.

В свое выступление можно также добавить рассказ про известного исторического персонажа и на примере его жизни проиллюстрировать ключевые идеи. Британский сериал «Корона» – прекрасный образец применения такого приема.

«Сериал рассказывает о королеве Елизавете II с момента ее свадьбы в 1947 году до настоящего времени».

Каждая серия – это законченная история, посвященная какому-то эпизоду из жизни королевы. Можно, например, увидеть, как проходит процесс обучения взрослого человека с целью решить конкретные рабочие задачи (естественно, у королевы свои, особенные задачи, при этом сам процесс вполне универсален). Или посмотреть, что происходит в семье, если один из супругов внезапно оказывается выше другого по социальному статусу и становится публичной персоной. В других сериях рассмотрены взаимоотношения молодой королевы с опытным премьер-министром Уинстоном Черчиллем, показаны способы реакции на форс-мажорные обстоятельства (сильный смог в Лондоне) и еще множество разных событий. Благодаря этому сериалу можно расширить свой кругозор и узнать подробности жизни Елизаветы II, найти для себя ответы на важные вопросы о собственной жизни, а также насладиться увлекательно рассказанной историей и позаимствовать у сценаристов приемы для своих выступлений.

«Эван Всемогущий» (2007),

режиссер – Том Шедьяк

Чтобы привлечь и удержать внимание аудитории, можно рассказать старую, всем известную историю по-новому, например, перенести библейский сюжет в современный мир. На вопрос «А как это сделать?» вам ответит фильм «Эван Всемогущий».

«Эван Бакстер уходит с работы на телевидении. Но жизнь его сразу же пошла в гору: он стал конгрессменом. И тут вновь появился Господь Бог, который открыл перед Эваном ужасы грядущего и попросил срочно приступить к строительству ковчега, беря пример с Ноя».

Авторы фильма в легкой и ироничной манере рассказывают классическую историю про ковчег, при этом проецируют эти события на жизнь американского политика, который только начал свою карьеру. Несмотря на то, что это комедия, зрителю предлагают задуматься о самом главном – о смысле жизни, о том, как изменить мир, о доброте и доверии к себе и близким, о политике и честности, карьере и верности своим идеалам. Через подобные истории можно разговаривать со своими слушателями о самых разных и сложных вопросах, особенно неоднозначных и требующих эмоционального погружения и размышления. Здесь важно выбрать адекватную задуманным темам историю – такую, чтобы она была известна вашей аудитории и при этом вызывала отклик и хорошо иллюстрировала те идеи, которые вы хотите донести до слушателей.

Журнал "HUBSpeakers magazine" №1 (3) февраль 2018, страница 77