В прошлом – третейский судья арбитражного суда Свердловской области, до 2015 года – председатель Екатеринбургского регионального отделения МОО «Федерация управленческой борьбы», основатель и идеолог благотворительного проекта «Дорога в будущее» и интеллектуального фестиваля «ИнтеллектFest».

Екатеринбург – лидер в бизнес-образовании среди регионов. Как первопроходцу и инноватору, ЦБО постоянно приходится сталкиваться с различными катаклизмами и находить выход из сложных ситуаций. При этом ЦБО создал сильный 20-летний бренд, хозяйка которого, Ольга Ивановна Жигальцова, держит руку на пульсе, решая все проблемы, в том числе разбираясь с судебными исками, возникающими в деятельности образовательного центра.

Ольга Ивановна, в последние три года Екатеринбург прославился на всю Россию двумя скандальными случаями в бизнес-образовании. Последний из них связан с местным предпринимателем, который посетил в 2016 году тренинг Радислава Гандапаса (самого востребованного и высокооплачиваемого бизнес-тренера) и из целого дня выступления вынес лишь 15 минут полезной информации. После этого в интернете появилась масса негативных отзывов от слушателей, возмущенных таким некачественным содержанием платного тренинга. Расскажите, пожалуйста, из первых уст, что же произошло и чем все закончилось.

— У этого кейса несколько аспектов.

  1. Мнение этого недовольного предпринимателя о тренинге и тренере. Насколько оно адекватно и соответствует ли объективной правде?
  2. Сам факт, что возникло удивительно большое количество странных голосов.
  3. Как работать с этим возникшим и в какой-то момент ставшим неуправляемым самовозгораемым процессом?

Разбор первого пункта для меня не так интересен, потому что при разглядывании все стало примитивно-очевидным.

Наш «герой» (который остался недоволен тренингом Радислава и самим Радиславом) создал себе картину ожиданий. Собираясь на программу, он не сверил эту свою картинку с реальностью, не задал уточняющие вопросы ни по формату программы, ни по ее сути. Он шел на тренинг, который в его понимании должен был насчитывать 18–20 человек.

А зайдя в зал, увидел… 200+ участников.

Это был его первый шок.

Второй шок вырос из той же картины его собственного мира, а также ранее полученного им знания про тренинги в малых группах: он предполагал, что ему лично весь день будет посвящено все внимание тренера. А тут в зале столько другого народа…

Да и у Радислава другая методика – работа с большими аудиториями, каждый час задания и отработка упражнений, получение обратной связи от таких же, как наш «герой», участников.

Третье его расстройство – несовпадение ожиданий в том, что среди изучаемых тем тренинга не оказалось «постановки голоса» и чего-то там еще... чего и не должно было оказаться, потому что никогда в программе не было.

Да еще и билет-то на тренинг «герой» купил не в первые ряды, и не хватило ему внимания.

Вот и сел он в расстройстве на стул и наблюдал весь процесс «как в кино», со стороны. Не тренировался, не упражнялся, да и слушал ли вообще?

Второй пункт вызывает уныние.

Неожиданно для всех, казалось бы, на пустом месте – столько вступивших в прения… Но поразило даже не их количество, а качество: голоса эти из мотивации «поклевать», поругать даже то зерно, которое сами и не пробовали.

Но если честно, то для меня больше интересна эта ситуация по пункту три. Как из этого случая «вытащить» для бизнеса обучающий кейс и выработать технологию поведения в подобных обстоятельствах.

Вывод 1: не вступать в спор в соцсетях. Ответные реплики воспринимаются как оправдание и вызывает еще большую охоту подключиться тем, кто не прочь укусить известных людей.

Вывод 2: нельзя экспортировать перепалку на свою страницу в сети, тем самым добровольно распространяя инцидент среди своих приверженцев и подписчиков.

Чем закончилась история, спрашиваете вы?

«В эфире» разговоры утихли сами собой, когда, наконец, мы перестали подливать масло в огонь своими ответами. Но у нас в ЦБО буря бушевала еще долго и оставила после себя выжженную землю в отделе маркетинга. Итог этих устроенных в интернете «терок» был суров для половины сотрудников отдела маркетинга во главе с его руководителем – они были вынуждены искать другую работу. В основе такого моего решения не столько их неразвитые компетенции, в конце концов, навыки можно нарастить, обучиться... Проявилось нечто более страшное – непонимание роли отдела маркетинга в бизнесе как структуры, отвечающей за репутацию бренда.Для меня всегда главным в членах команды были базовые нравственные установки. Репутация относится к базовым ценностям. А ценности определяют событийные потоки.

Эти описываемые события – невольная возможность экспертизы компетенций сотрудников компании и принятых ими управленческих решений в мое отсутствие.

«Рвется там, где тонко», «настоящая проверка сотрудников бывает только в нетривиальных ситуациях» – как это мягко звучит в теории и как это больно на практике.

Второй случай произошел с Игорем Манном – и снова в ЦБО г. Екатеринбург. Вы разместили рекламу о его выступлении, назвав Игоря экспертом по маркетингу номер один в России. После чего именно на вашу компанию подали в суд за ложные сведения. И самое удивительное, что вы смогли отстоять честь господина Манна и доказать в суде, что он действительно маркетолог номер один в РФ. Интересно узнать, кому так не понравилось звание Игоря Манна и какие аргументы в пользу дела услышал от вас суд?

— УФАС, антимонопольная служба предъявила иск журналу, где мы разместили рекламу, за формулировку «Игорь Манн – маркетолог номер один в России». Но журнал хорошо выкрутился, перенаправив стрелки на ЦБО. Отдувались по-взрослому! Признаюсь, я, имея опыт работы в арбитражном суде в качестве присяжного заседателя и многократно участвуя со стороны судебной коллегии в процессах, даже не могла предположить, что это будет так непросто – отстаивать очевидные для меня вещи. В итоге все обошлось, нам, мягко говоря, «погрозили пальчиком», вынесли только предупреждение. Одну ошибку мы признали: надо делать сноску и меленько писать «по версии такой-то, по мнению такому-то, по рейтингу, проведенному тем-то…». Но основной спор завязался вокруг темы… сейчас будете смеяться… что Игорь Манн был признан лучшим, получил звания, регалии и т.д. и т.п. в 2012-м, 2014-м, в 2015-м, но ведь не в 2016-м году! Реклама семинара была в 2016-м, и по их логике, если не было наград именно в этом году и мы не сослались на конкретную награду, полученную в 2016-м, то Игорь уже – не номер один! Но, слава богу, здравый смысл победил, когда я привела как аналогию звание олимпийского чемпиона: один раз получив медаль на Олимпиаде, ты на всю жизнь, вне какого-то года, остаешься олимпийским чемпионом. Так благополучно закончилась эта история про Игоря Манна, но мой совет: с ФАС лучше дел не иметь, налоговая покажется раем.

В прошлом году вашей компании ЦБО исполнилось 20 лет. Во время благотворительного фестиваля Intellect Fest, где выступали собранные вами лучшие бизнес-спикеры и тренеры, была создана Аллея славы, аналогичная той, что находится в Голливуде. Только там увековечивают память музыкантов, певцов и актеров, а вы почтили лидеров в бизнес-образовании. Расскажите, как пришла в голову эта идея, чьи имена теперь находятся на аллее славы?

— День рождения принято воспринимать как повод получать поздравления и подарки, но мы решили использовать этот день, 20-летний юбилей, как возможность сказать искреннее «спасибо» тренерам, преподавателям ЦБО за доверие и за то, что их уникальные знания и опыт являются украшением образовательных программ ЦБО.

Это еще один повод выразить признательность всем, кто помог нам стать лидирующей компанией на рынке бизнес-образования.

Идею нашего праздника мы сформулировали так:

«Мы благодарим всех, кто стоит за плечами наших побед!»

На нашей Аллее славы – звезды Радислава Гандапаса, Игоря Манна, Александра Деревицкого, Михаила Дегтярева, Марка Пальчика, Светланы Головиной, Александра Медведева, Наталии Сафоновой, «МИРБИС», ГК «ИТ-АРБ Про».

ЦБО проводит более (количество) мероприятий в год, в том числе организует зарубежные выезды с бизнес-тренерами. Почему местные предприниматели выбирают вашу компанию как провайдера образовательных услуг?

— Лучше бы спросить у них…

20 лет назад мы сформулировали маркетинговое позиционирование: «Обучайтесь у лучших!». И с тех пор мы собираем под свой флаг лучших их лучших. Мы привозим на Урал звезд. ЦБО гарантирует качество всех программ. Это раз.

Второе – мы научились чувствовать клиента и, «поймав» однажды «искренний сервис», уже не можем работать по-другому, только с удовольствием и страстью.

И третье, мы постоянно меняемся и придумываем, сочетая традиции и новаторство.

Ходят слухи, что к вам выстраивается длинная очередь из экспертов, желающих выступить на ваших конференциях. По каким критериям вы осуществляете отбор спикеров и тренеров?

— Критериев много, они прописаны в Стандартах введения новых преподавателей в авторскую линейку ЦБО. Это и тренерские компетенции, и уникальность темы, и наличие опыта работы в реальном успешном бизнесе, и неповторимая (очевидно отличительная) подача материала… Если обобщить, то можно сформулировать так: тренеры, эксперты, преподаватели должны не только глубоко владеть своей предметной областью, но и обладать талантом передачи знаний, вдохновляя слушателей на и желание постоянно совершенствоваться, изменяя себя и свои компании.

Представьте, что завтра вас назначают советником министра образования. Какова ваша первая инициатива?

— Ввести раздельное школьное обучение девочек и мальчиков.

Так хочется, чтобы каждый играл свою роль: мальчики были бы мужественными, а девочки нежными.

Назовите самое поразительное открытие, которое вы совершили, за все время вашей бизнес-деятельности.

— Я стала понимать бизнес как дело жизни, как возможность через него решить какую-то большую личную задачу, но я пока еще не знаю, какую. Сейчас это так естественно – понимать, что бизнес – это развитие личной силы. А возникающие сложности – просто сегодняшняя точка некомпетентности. Понял, научился, решил проблему и снова открылся поток, и ты движешься дальше до новой точки незнания.

Кто сказал, что мы ходим на работу?

Это наша карма-йога. Если нам даны силы управлять людьми, значит, мы должны поступать с ними так, чтобы после общения с нами они становились лучше, не важно наказываем мы их или поощряем. Мы отвечаем за тех людей, которые нам доверились.

Если нам даны деньги, значит, мы должны соблюдать принцип: брать деньги из «чистых потоков» и отправлять их далее в «чистые потоки». И тогда этот поток будет неиссякаемым. Нам должны платить искренне и за качественную работу, а мы можем тратить деньги на развитие «правильного» бизнеса, который несет людям позитивный смысл.

Если есть интересные проекты в планах, поделитесь, пожалуйста.

— Мы хотим в направлении «Интеллектуальные путешествия ЦБО» разработать большое мировое турне «Семь чудес света» для наших вип-клиентов, поехать в сопровождении ученых, искусствоведов, экспертов, чтобы все вдохновились новыми идеями для своих бизнесов и наполнились энергией для полноценной жизни.

Если бы вам дана была возможность поменять тот вид бизнеса, которым вы занимаетесь 20 лет, что бы вы выбрали?

— Я отвечу метафорой.

В древних источниках говорится, что душа, пришедшая на Землю, должна приобрести шесть сиддх (сверхспособностей):

  1. здоровье – физическое и душевное;
  2. красоту – внутреннюю и внешнюю;
  3. славу – гордиться собой и заслужить уважение других;
  4. власть – над собственным эго и над людьми;
  5. богатство;
  6. знания.

Знания – единственное и самое важное приобретение, которое, получив однажды, уже не утратить. Если вдруг случится потерять все другие пять сиддх, мы сумеем их восстановить, имея знания.

Я бы снова выбрала образование.

Журнал "HUBSpeakers magazine" №2 (2) сентябрь 2017, страница 8