Первый подкаст - Internet Talk Radio - появился в США в 1993 году. Он объединял молодых людей, интересовавшихся IT. Затем популярность набрал формат аудиоблогерства, где аудиторию привлекала личность и род деятельности блогера. В этом и кроется разгадка – мы слушаем подкасты, потому что они соответствуют нашим индивидуальным интересам. Здесь мы можем найти группу единомышленников, которые предоставят нам желаемую информацию. При этом мы можем изменить скорость воспроизведения, прослушать нужный фрагмент еще раз или вообще скачать тот или иной выпуск. Подкасты намного практичнее блога на YouTube, так как их можно слушать и параллельно заниматься другими делами. А еще аудиофайл можно прослушивать, когда телефон заблокирован (YouTube такой опции не предлагает). Одним словом, слушатель подкаста полностью контролирует ситуацию.

Чем подкасты привлекают аудиторию, мы поняли. А что насчет подкастеров? Зачем им этим заниматься?

После первой конференции TED-Talks в 1984 паблик спикинг завоевал сердца многих неравнодушных к знаниям, стремящихся к саморазвитию. Сегодня такой формат выступлений на широкую аудиторию стал достаточно привычным и от этого не менее любимым. Безусловно, масштабные мероприятия с участием спикеров связаны с большим количеством затрат. Организаторам необходимо решить ряд сложнейших вопросов: Где провести мероприятие? Сколько стоит аренда? Поместятся ли все участники, спикеры да еще и аппаратура? Будет ли видно и слышно спикера с последнего ряда? А возможность повесить экран есть? Как нет?!…

Стартапы и компании, которые только вышли на рынок, просто не имеют достаточного количества средств для подобного общения с аудиторией. Решение из казалось бы безвыходной ситуации достаточно простое. Подкасты - это дешево, качественно, доступно широчайшей аудитории со всех уголков мира, а кроме того еще и популярно!

Чтобы создать самый простой подкаст, необходимы лишь компьютер с выходом в интернет и микрофон. Конечно, чтобы повысить качество звука, стоит воспользоваться услугами звукозаписывающей студии, однако, думаю, вы согласитесь, что снять студию гораздо дешевле, чем конференц-зал.

Кроме того, подкасты – это безграничное поле для творчества. Важно оставить ощущение живого общения с аудиторией, поэтому чтением с листа тут не обойтись. Подкастинг – это импровизация. Но и тут важно не переиграть, а придерживаться заданного формата. Необходимо грамотно продумать образы ведущих подкаста, ведь именно они будут «вступать в диалог» с аудиторией. Таким образом, слушатели будут видеть в них собеседников, готовых поделиться дельным советом.

Почему же подкастинг до сих пор не стал повсеместным трендом?

Это не совсем так. Дело в том, что в России подкастинг только начинает развиваться, поэтому говорить о самостоятельном рынке еще слишком рано. Однако западные коллеги уже значительно преуспели в этой сфере, поэтому о полном отсутствии тренда сказать нельзя. Кроме того, у нас подкасты как правило носят информативно-развлекательный характер – можно послушать «Текст недели» на «Медузе» или пройти курс по истории музыки на «Арзамасе». Подкастов с платной подпиской практически нет.

Также довольно трудной задачей представляется сделать подкаст самостоятельным комьюнити, то есть такой подкаст, который не будет переводить готовую аудиторию с одной площадки (блог, ютуб-канал) на другую (собственно подкаст).

Я предприниматель и хочу создать подкаст. Как его монетизировать?

Существует несколько основных способов монетизации подкастов. Во-первых, это, конечно же, реклама. Небольшие рекламные вставки с указанием спонсоров проекта разбавляют информационный поток и позволяют пользователям «переварить» услышанное. Например, размещение рекламы в подкасте «Медузы» стоит от 60 тыс. руб. (по данным IAB, PwC). Конечно, не стоит этим увлекаться, иначе информативная составляющая такого эпизода будет крайне мала, а это значит отписка.

Во-вторых, это платная подписка. Как уже говорилось, платных подкастов на данный момент пока не так много, но ВКонтакте рассматривает такой вариант. Западные коллеги уже значительно преуспели в заработке на подкастах и уже придумали несколько рабочих схем. Так, например, подписка в первый месяц может стоить $20, а в последующие всего лишь $5.

Третий способ – добровольные пожертвования слушателей. Существует даже специальная платформа Patreon, где авторы могут получать небольшое вознаграждение за свою деятельность вместо лайков. В зависимости от того, сколько пожертвуют «патроны», им будут доступны специальные бонусные программы, эксклюзивный контент и подарки. Таким образом, существует несколько уровней подписки, которые варьируются от пары долларов до нескольких сотен. На Patreon следят за добросовестностью автора контента. Если он не исполнит данного обещания, то пожертвования возвращаются пользователям. Так же стоит иметь в виду, что платформа взимает некоторый процент от пожертвований, который зависит от итоговой суммы дохода в месяц. При выводе денежных средств через платежные системы PayPal или Payoneer также взимается определенный процент. Согласно статистике TechCrunch около 9 200 пользователей платформы имеют ежемесячный достаток выше, чем $500, а самый популярный подкаст Chapo Trap House зарабатывает $131 649 в месяц. К сожалению, доход российских авторов на данной платформе еще не так высок – мы только начинаем освоение новых инструментов.

Есть и хорошо знакомый способ заработка на паблик спикинге, который применим и в подкастах. Речь идет о продаже эфирного времени спикеру. Эта концепция наиболее приближена к привычному взаимодействию между спикером и продюсером. Спикер может использовать подкаст как платформу для продвижения, за возможность такого выступления взимается плата.

В целом, подкасты – это глоток свежего воздуха для российского рынка паблик спикинга. Они обладают высокой вовлеченностью – почти половина аудитории дослушивает выпуск до конца. Кроме того устанавливается личная связь между спикером и слушателем, а это очень важно. Поэтому не бойтесь экспериментировать и пробовать новые форматы!