Свою речь она начала с того, что в кризисных ситуациях при выборе «говорящей головы» очень важна харизма. Татьяна напомнила, что общественность любит сильных лидеров. «Человек, решающий проблему, должен быть со стержнем и вызывать доверие», - подметила она. Перед пресс- службой стоит задача - определить, кто будет лучшим спикером в конкретном инциденте. «В нашей брутальной стране, в техногенные катастрофы мы пускаем мужчину, а если проблема касается конкретного человека - женщину», - сказала PR-консультант. По ее мнению, при выборе спикера важно, чтобы он вливался в тему внешне. «Иногда человек просто визуально подошел для этой ситуации», - поделилась выступающая. Она посоветовала пиарщикам, делать акцент на понятность при подготовке речи спикера, чтобы ее можно было достоверно пересказывать. Никульшина подчеркнула, что никогда так не бывает приковано внимание СМИ к личности, структуре внимание СМИ как во время инцидента.

«Имейте резинку на случай «атомной войны»

PR-консультант дала рекомендации по поводу прически спикеров женского пола: «Волосы нужно собирать в косу, поскольку это серьезно влияет на восприятие вас другими. С распущенными волосами аудитория воспринимает вас девочками, имейте резинку на случай «атомной войны»». Она подметила, что в случаях катастроф, когда есть погибшие, необходимо выводить руководителя службы, невзирая на то, что он должен в этот момент контролировать операцию по устранению проблемы в штабе, а не на месте трагедии. По мнению Татьяны, в данном случае превалирует картинка. Она посоветовала пиарщикам собирать фотографии «больших» людей, дающих комментарий во время катастрофы. И в нужный момент продемонстрировать их руководителю, чтобы убедить его выйти к общественности.

Важнейшую задачу пресс-служб Татьяна видит в контроле СМИ. В этих целях она рекомендует давать минимум информации, необходимой для объема новостной публикации, равной 1800 знакам. «Для того, чтобы контролировать коммуникации, ваша задача делать пресс-брифинг длительностью не более 15 минут, а на ТВ всего 20 секунд», - заявила PR-консультант. Она подчеркнула, что человек, стоящий под камерой находиться в состоянии аффекта, и после того как он произнес свою речь и ответил на 2-3 вопроса, пиарщику необходимо подойти к спикеру, взять его за локоть и увезти.

«Подойти к спикеру, взять его за локоть и увезти»

Никульшина поделилась своими наблюдениями: «Когда включается камера перед региональным чиновником, отвечая на все вопросы, он мысленно разговаривает с губернатором. Министры своим собеседником видят Путина. По сути, целевая аудитория – люди, которых физически касается инцидент». По этой причине она рекомендует сотрудникам пресс-служб, в первую очередь, объяснять своему руководителю, кто его зритель. По мнению Татьяны, спикеру запрещено при обращении говорить слова «население», «народ», для этого лучше подходит – «жители».

Докладчик отметила, что при обращении к женщинам необходимо использовать слова передающие эмоции, к мужчинам – цифры. Основным принципом при построении кризисной речи, РR- консультант считает, подачу информацию об организации безопасности в той отрасли, в которой случился инцидент. «Если что- то произошло по вашей вине, нельзя говорить «сожалею», в данном случае лучше подходят слова «извините», «простите». В эпоху эмоционального сближения такие слова необходимы», - поделилась эксперт. Она добавила, что в речи спикера должен быть «пинок» для аудитории, которая должна понять, что дальше делать.

«В эпоху эмоционального сближения слова «извините», «простите» необходимы»

Никульшина большое значение отводит заголовкам кризисных публикаций. Она привела, пример с шокирующим заголовком «Пострадало 600 тысяч человек», который можно было заменить менее экспрессивным «Пострадало 2 тысячи домов». «Если речь идет о травмах не угрожающих жизни, нужно обязательно об этом сказать, чтобы отвести внимание от повреждений»,- сказала специалист. По ее мнению, во время кризиса не стоит задача ответить на все вопросы журналистов, а выделить самое главное в одном сообщении.

«В течение первых двух дней инцидента в информации даются ответы на вопросы: «Что случилось?», «Что будет?», «Как это касается лично меня?», «Возможно ли повторение?», «Что и кому нужно делать?»», - сообщила Татьяна. Информацию об инциденте необходимо коммуницировать везде одинаково: в соцсетях, в пресс-релизах, меняя только 1-2 предложения.

Спикер считается подготовленным, если он повторил 3-5 раз свою речь и ответы на возможные вопросы. «Каждый спикер обязан иметь готовый ответ на вопросы: «Берете ли вы взятки?», «Когда вы от нас уходите?», - заявила Никульшина. В качестве мотивации для руководителя, она советует, использовать пример с Путиным, который работает над собой каждый день. В завершение своего выступления, Татьяна напомнила, что модератор пресс-релизов обязан давать установки журналистам и отметать вопросы не по теме.