Первым делом я спросила своего нового клиента: «С какими темами вы выступаете и как готовитесь к выступлениям?»

Он ответил: «Меня интересуют инновации. Я разработал собственную методику, читая тематические книги и собирая рекомендации. Затем я обобщил информацию в виде 10-шагового плана».

Я была удивлена, что он не понимает всей иронии этой ситуации и ответила: «Ну, раз вы просили меня быть откровенной, то вот мое профессиональное мнение — это не обобщение, а воровство».

Теперь настала его очередь удивляться: «Но это ведь исследование. Мне все советовали этим заняться».

Я возразила: «Чтение книг по схожей теме, написанных другими людьми, и использование материала оттуда в лучшем случае называется заимствованием, а в худшем – плагиатом. Если бы организаторы выступлений хотели знать мнение этих людей об инновациях, они бы их пригласили. Вам платят, чтобы услышать Ваши собственные интересные мысли, а не пересказ чужих книг».

«Но откуда же мне взять эти мысли?» — озадаченно спросил он.

«Создавайте их».

«Но как? Мне рассказали, как оттачивать навыки, строить прибыльный бизнес и продавать свои услуги. Однако никто не учил меня, как изобрести что-то свое».

Ниже описаны шесть способов, как создавать собственный материал для выступлений.

ДЕЙСТВУЙТЕ ВОПРЕКИ

Спросите себя: «Люди соглашаются с тем, что я говорю?» Если да, то это скучно. Почему вы тратите их драгоценное время, сообщая им то, что они и так уже знают? Лучше открывайте им глаза на очевидные вещи, оскорбляющие их убеждения. Спросите себя, что аудитория считает правдой в области тематики ваших выступлений и как доказать им, что эта информация ошибочная и устаревшая.

Я написала статью «Клиент НЕ всегда прав», где перечислила критерии, по которым можно определить проблемных клиентов, унижающих ваших наемных работников, и перестать с ними сотрудничать. Она стала одной из самых востребованных моих cтатей, так как шла вразрез с общепринятой нормой.

16 лет подряд на конференциях Джон Алстон выступает с докладами, оспаривающими тот факт, что хорошие качества являются результатом внутренней мотивации или подражания. Я помню, будто это было вчера (кстати, это верный признак запоминающегося материала), как Джон стоит с широко разведенными руками и грохочет: «Хорошему нужно учить!»

ЧИТАЙТЕ СВЕЖИЕ НОВОСТИ И ЖОНГЛИРУЙТЕ ИМИ

Пообещайте себе утром в день выступления читать прессу. Выбирайте новости, которые больше всего бросаются в глаза, а затем свяжите их с тем, что волнует аудиторию. Таким образом, вам придется быть оригинальным. Вы будете готовить актуальный тематический материал вместо заученных нудных речей, которые вы совершенствовали в течение многих лет.

Когда я поделилась этими соображениями со своим клиентом, он задал мне вопрос: «Разве упоминание историй чужого авторства из газет не противоречит тому, что вы говорили про заимствование»?

«Хороший вопрос, — согласилась я. — мой отец часто говорил, что из тех, кто слепо следует правилам, выходят хорошие слуги, но не хозяева. Правила, о которых я говорю, всего лишь рекомендации, а не истина в последней инстанции. Их можно игнорировать, если чувствуете, что это не принесет пользу выступлению или проекту».

Клиент спросил: «А можете привести пример?»

«Недавно я видела Дэниэла Пинка, автора книги «Абсолютно новое мышление» (Whole New Mind) и Алана Уэббера (одного из основателей журнала Fast Company). Дэн брал у Алана интервью о его новой книге «Правила большого пальца: 52 прописных истины для тех, кто хочет преуспеть в бизнесе и не потерять себя» (Rules of Thumb: 52 Truths for Winning at Business Without Losing Your Self). Я думаю, что нет ничего плохого в том, что вы ссылаетесь на откровения других авторов, если: 1) полностью указываете источник; 2) излагаете их драгоценные мысли, рассказав, как лично вы узнали об авторе; 3) практически заново проживаете момент, когда опыт автора повлиял на вас; 4) доносите идею автора до аудитории, чтобы слушатели смогли применить это для себя».

Клиент покачал головой и спросил: «Как же мне это сделать?»

«Вы как будто помещаете нас в комнату, и мы словно знакомимся с этим человеком и с его идеей методом вопросов и ответов, прямо как мы с вами. К примеру, в книге Алана названия глав лаконичны, но содержательны: «Научитесь воспринимать слово «нет» как вопрос» или «Относитесь к своей работе серьезно. Сами — только и всего».

Я польстила Алану: «Вы умеете, словно Сократ, выдавать эффектные фразы. У Вас есть какая-то система превращения идей в лаконичные убедительные остроты?»

Он ненадолго задумался и ответил: «Да, внимательно слушать и мыслить лозунгами».

Заинтересовать аудиторию и донести откровения автора можно путем «вы-вопросов»: «А вы хотели бы узнать, как мыслить лозунгами? Вы хотели бы научиться облекать свои мысли в «Твиттере» в форму убедительных эффектных фраз? Если да, то вы в нужном месте, потому что мы будем обсуждать три способа, как это сделать».

ПРИМЕРЫ С ДИАЛОГОМ И ВИЗУАЛЬНЫМИ ПОДРОБНОСТЯМИ

Никаких сомнительных историй! Вспомните свой собственный опыт и еще раз проживите реальные ситуации, иллюстрирующие ваше выступление, чтобы мы понимали, о чем вы говорите. Оживляйте каждую историю с помощью диалогов, чтобы мы чувствовали себя не просто молчаливыми наблюдателями. В результате вы действительно почувствуете себя уникальным, потому что вашу жизнь никто не может повторить.

Клиент спросил: «Почему диалог так важен?»

Если вы просто рассказываете о том, что случилось с вами, это вызывает мало интереса у слушателей, потому что это история о вас. Как говорила героиня Бетт Мидлер в фильме «На пляже»: «Довольно обо мне. Что вы думаете обо мне?»

Как только вы реконструируете, что говорили люди в той или иной ситуации, она перестанет быть вашей личной историей из прошлого. Аудитория будет проживать ее вместе с вами, будет участвовать в разговоре.

ГОВОРИТЕ И ПОКАЗЫВАЙТЕ

Ниша Мани, врач из Индии, имеет право практиковать йогу и иглоукалывание. Она также является военнослужащей из Пентагона, докладывающей начальнику медицинской службы, так как она отвечает за пригодность служащих ВВС США.

Это само по себе интересно, однако речь сейчас не об этом. Дело все в том, что у Ниши и ее друга выдалась возможность посетить церемонию инаугурации Барака Обамы. Вместо того чтобы просто сказать нам, что это было нечто запоминающееся (зевок), Ниша будто перенесла нас на лужайку перед Капитолием, с памятником Вашингтону с одной стороны и Смитсоновским институтом с другой.

Ниша говорит: «Когда мы прибыли туда в шесть утра, там уже было столько народу, что негде даже было расстелить одеяло, которое мы взяли с собой в надежде устроить пикник в ожидании церемонии. Мой друг присмотрел дерево в нескольких километрах оттуда и сказал: «Давай пойдем туда. Хоть будет, где прикорнуть в течение следующих семи часов».

«Так мы и сделали. Окруженные более чем миллионом человек, мы танцевали, общались с незнакомцами и наслаждались этим историческим днем. Мы были так далеко, что даже не видели ступенек Капитолия. Все, что было доступно, — огромный экран. Дело в том, что мы были за деревом и даже не видели экран целиком, поэтому всю церемонию от выступления Ареты Франклин до Обамы, произносящего слова присяги, наблюдали лишь на половине экрана».

Я сказала клиенту: «Видите, как она интересно рассказывает, используя диалоги и детали при описании этого дерева? Пример Ниши просто образцовый, потому что она говорит о личном опыте, но так, будто мы там тоже побывали».

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПРОВОДИТЕ ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Придумайте вопросы и используйте их для опроса каждого встречного. Вы получите совершенно неожиданные результаты и сможете использовать их для того, чтобы разнообразить свои выступления. Спрашивайте таксистов, как они общаются со сложными клиентами. Узнайте у тренеров Малой лиги, как они мотивируют своих подопечных. Поинтересуйтесь у официанток, как они сохраняют хладнокровие, работая с взыскательными гостями. Это вдохнет жизнь в ваше выступление, ведь освещаться будет не только ваш опыт.

РЕЙТИНГИ ТОП-10

Вот совет от Дэвида Леттермана. Люди любят списки. Вы выступаете на тему лидерства? Создайте Зал славы лидеров с ежегодным награждением. Проведите соревнование и объявите номинации на своем сайте и страницах в социальных сетях. Попросите членов вашей аудитории дать рекомендации, как сделать выступление более интерактивным. Плюсом будет то, что рейтинги лучших привлекают внимание прессы, ведь журналисты всегда ищут что-то новенькое.

НАПУСКАЙТЕ ТАИНСТВЕННОСТИ

Я навсегда запомнила, как Элмор Леонард сказал на конференции писателей острова Мауи: «Захватывающая книга — всегда результат усилий, а не случайность». Целое искусство использовать интригу сюжета так, чтобы читатели не могли оторваться». Дилан Томас говорил: «Хочешь прослыть скучным — рассказывай обо всем».

Спрос на выступления моих клиентов на тему инноваций постоянно растет, потому что слушатели, СМИ и организаторы всегда могут рассчитывать на их оригинальные мысли. Вы тоже можете стать успешным, просто придерживайтесь этих шести правил.

Источник: журнал Speaker (Special Edition 2013), стр. 21. Автор: Сэм Хорн, SamHorn.com.

Журнал "HUBSpeakers magazine" №1 (1) февраль 2017, страница 40