Кто из вас не помнит харизматичного Джерри Магуайера? История предприимчивого спортивного агента, решившего создать собственную фирму, из голливудской фантазии давно превратилась в реальность. Согласно рейтингу журнала Forbes, в 2016 году десять наиболее успешных спортивных агентов за свои услуги заработали свыше 550 миллионов долларов.

Наш герой тоже успешен, уверен в себе и твердо знает, чего хочет.

- Вы родились в семье музыкантов, закончили музыкальную школу, училище при консерватории и Высшую Академию Музыки в Вене. Кажется, что с такой биографией у вас просто не было шанса не состояться как пианист, концертмейстер или педагог, но вы ушли в журналистику и продюсирование. Почему?

- Чтобы посвятить себя служению высокому искусству, надо быть пианистом номер один и играть по 5−6 часов в день. В противном случае зачем садиться за инструмент? Да, вспоминая рецензии педагогов и людей, которые меня слушали, понимаю: данных у меня было предостаточно. Но мне в определенный период жизни надо было зарабатывать на кусок хлеба, работать днем и ночью, а это означало, что я не смог бы отдавать музыке всего себя. Однако это здорово помогает мне в моей профессии сейчас. Классическое образование дает много преимуществ. Я общался и продолжаю дружить с большими композиторами, настоящими артистами, делал радиопрограммы с их участием, а главное, диалог у нас выстраивался на равных, чем тут же завоевывал их расположение.

- “Империя Музыки” была создана в 2003 году. Почему, на ваш взгляд, вообще возникла необходимость появления профессионального посредника между артистом и заказчиком выступлений?

- Мировой опыт это показывает, и я тут не был первооткрывателем. Агентства были всегда и всегда будут существовать как неотъемлемая составляющая индустрии развлечений. Посредник нужен для того, чтобы клиент (или его персональный ассистент, как это часто бывает) не занимались не своей работой. Директор артиста никогда не будет заниматься подготовкой гримерки, обеспечением звукового оборудования, кейтерингом, декорациями, организацией парковки и т. д. Очевидно другое: желание клиента сэкономить. Но, как показывает многолетняя практика, когда мы начинаем задавать разные вопросы от сценария до бытовых, заказчик начинает думать: стоит ли ему ставить на чашу весов тридцать три копейки (от 5 до 10% агентских), которые он экономит, но получает проблемы с выступлением артиста вплоть до отмены из-за того, что не предусмотрел то, что профессионалы сделали бы на высшем уровне не сильно напрягаясь.

В нашем бизнесе самое важное - это доверие клиента. Без многолетней безупречной работы не построить идеальный механизм, который будет приносить стабильные дивиденды.

- Насколько за 14 лет, что существует ваша компания, изменилась индустрия и сама “Империя Музыки”?

- Мы несомненно растем. Объемы продаж, несмотря на колебания рынка, фантастические. Если в первый год мы работали около 10 мероприятий за сезон, то сейчас у нас минимум 20 мероприятий и/или продаж в месяц. Такими показателями могут похвастаться только топ 5 лидеров рынка. Индустрия в целом развивается как и положено: режиссура мероприятий, декор, техническое обеспечение шагнули к пьедесталу очень уверенно, кейтеринг - более-менее стабильно, букинг артистов - самый сложный и ответственный сегмент. Здесь ошибаться нельзя - за любой обман или нечистоплотность затопчут в мгновение. В нашем бизнесе самое важное - это доверие клиента. Без многолетней безупречной работы не построить идеальный механизм, который будет приносить стабильные дивиденды.

Если ты из года в год делаешь свою работу на высоком уровне и даешь самые низкие цены, то и клиент не задумывается над тем, чтобы поменять подрядчика и всем друзьям своим советует тебя — ведь клиент отдает тебе не услуги, не товар, а собственные деньги. И чем сильнее это доверие, тем быстрее мы бронируем артиста. А в отношениях с артистом твое доброе имя и красивая работа создает атмосферу финансовых привилегий и приоритет.

- Одно из мероприятий, которые вы планируете провести, - творческий вечер поэта Евгения Евтушенко, а среди архивных событий - например, участие в одной из конференций общественного деятеля Ирины Хакамады. Выходит, что вы империя не только музыки, но гораздо шире? Кто самый “неформатный” спикер из тех, кого вы продюсировали?

- Я неоднократно говорил, что не могу считать себя продюсером в западном понимании этого слова. Я являюсь (могу быть) менеджером, помощником, концертным директором, «правой рукой», верным другом, консультантом с огромным опытом – кем угодно, но не продюсером. Я могу администрировать дела, ходить на переговоры, готовить и подписывать контракты, проверять бытовые и технические спецификации, составлять графики, советовать что-то в творческом плане (право совещательного голоса), заниматься организацией концертов – заниматься тем, что приносит реальный доход артисту. Но я уверен, что не имею никаких прав указывать Владимиру Соловьеву как, где и что говорить, писать, на какие темы выступать, или, не дай Бог, указывать пианисту высочайшего класса Вазгену Вартаняну, как интерпретировать, например, побочную партию ре-минорного фортепианного концерта Рахманинова. Это творческие единицы (читай «единственные», лучшие в своем роде), мастерство которых в профессии не подлежит сомнению. Что касается Вашего вопроса, то «Империя Музыки» - это концертно-гастрольная компания, которая занимается организацией ЛЮБЫХ мероприятий и приглашением любых спикеров и артистов самых разных жанров, а творческий вечер Евтушенко - это проявление уважения к большому поэту и возможность прикоснуться к творчеству великого человека. Понятия «неформатный» для нас не существует. Мы не ограничиваем себя в работе.

- Вы являетесь агентом уже состоявшихся и известных персон. Задумывались ли вы когда-нибудь о продюсировании молодых, еще малоизвестных талантов?

- Я давно не занимаюсь продвижением и раскруткой артистов. Мне хочется больше времени уделять творчеству отца Толибхона Шахиди. Записывать и выпускать альбомы, обеспечивать участие в больших концертах. Мой отец закончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского - класс композиции Арама Хачатуряна. Он учился в лучшей консерватории мира и сейчас является мастером своего дела, продолжая лучшие традиции русской советской композиторской школы. Каждые пять лет мы делаем юбилейные концерты папе.

- Что вы посоветуете начинающим поп-артистам для того, чтобы приобрести известность, стать востребованными?

- Как и в любой профессии: много работать, всего себя отдавать творческим поискам и искусству. Постепенно искать свой репертуар, свое место на сцене и своего слушателя. Не надо сразу стремиться к созданию чего-то оригинального, своего, неповторимого - ничего не получится. Вы можете вообразить себе, каков процент артистов, претендующих на «демоническую одаренность», создающих, по их мнению, интересный оригинальный музыкальный продукт? Их подавляющее большинство, процентов 90! И пусть десятая их часть представляют из себя на самом деле профессионалов высокого класса с неповторимыми творческими находками. В итоге остается в лучшем случае всего 10 процентов артистов-звезд, из которых добрая половина стала всемирно известной благодаря тому, что в самом начале своего пути к звездному небосклону спели не свою песню.

Есть масса примеров, когда звездами становились за счет того, что перепевали старые хиты. Из недавнего - группа Madcon стала всемирно известной, очень грамотно перепев хит 1967 года от Frankie Valli и The Four Seasons. Песня Alabama Song, прославившая The Doors, написана в 1928 году Куртом Вайлем и Бертольдом Брехтом. Pet Shop Boys сделали резкий «скачок в известность» благодаря песне Willie Nelson «Always In My Mind». Animals, прогремевшие с песней Don't Let Me Be Missunderstood, которая на самом деле была написана для Нины Симон, также прославились с народной песней House Of Rising. Guns'N'Roses выстрелили с песней Боба Дилана Knocking Of Heaven's Door. Аналогичные истории - с Уитни Хьюстон, Бритни Спирс, Eruption. Продолжать можно бесконечно.

- А спикерам и тренерам? С чего начать?

- Со спикерами сложнее. Их как диджеев - тысячи, а научить они могут мало чему. Беда в том, что каждый, кто научился связно говорить, пытается читать мастер-классы. Но проблема в том, что они сами в своей жизни пока ничего не добились. К примеру, мне как пианисту интересно было бы послушать (или прочитать мысли, воспоминания) Святослава Рихтера или послушать лекцию Дениса Мацуева. Но я точно не пойду на лекцию теоретика сельскохозяйственных наук, который не вырастил сад. Я с удовольствием слушаю и продаю мастер-классы Владимира Соловьева, который в ораторском искусстве или искусстве переговоров номер один, но слушать лекцию по лидерству человека, об успехах которого я ничего не слышал - увы. А начать надо с того, чтобы в своем главном деле стать профессионалом высочайшего класса и чтобы о твоих делах знали и о них говорили.

- Сколько на сегодняшний день артистов, букингом которых занимается ваша компания?

- «Империя Музыки», как агентство полного цикла, работает с любыми артистами и ведущими. Если Вы имели в виду концертный менеджмент, то есть артистов, концертным директором которых я являюсь, то их 24.

- Кого из иностранных артистов хотят чаще всего видеть на отечественных мероприятиях? И приглашают ли зарубежные заказчики российских артистов?

- У нас хотят видеть бесконечный "состав" из групп 80-х годов, таких как Boney М или Ottawan, от оригинального состава которых почти ничего не осталось, да и качество их выступлений оставляет желать лучшего. Но имя вроде громкое, да и стоят они в два раза дешевле большинства топовых отечественных артистов. Хотя, лично для меня это загадка. Я понимаю, почему их приглашали в первые годы после развала СССР, но звать эти группы через 25 лет, когда на Западе работает несколько поколений блестящих музыкантов - это уму непостижимо. Мне, как профессиональному в прошлом музыканту, хочется качества. Но все зависит от бюджетов. У нашей компании есть много клиентов, которые заказывают нам и Стинга, и SEAL, и Pet Shop Boys, Maroon 5, Рамазотти. Знаю, что на мероприятиях коллег бывали Кристина Агилера, Шакира, Дженифер Лопес, Элтон Джон и многие другие.

- С какими бюджетами вы работаете? Понятно, что всё очень индивидуально, но если говорить в целом, по вашему опыту, какие деньги готовы тратить заказчики, чтобы забукировать того или иного артиста?

- Например, традиционно в канун Нового года порядка 300 крупных и средних компаний устраивают корпоративы с привлечением артистов. Половина из них могут потратить от 40 до 80 тысяч евро только на артистов. Затраты другой половины на музыкантов и ведущих не превышают 25-30 тысяч евро. Огромное количество компаний празднуют еще "скромнее" - всего один артист до 10 тысяч евро. У некоторых артистов бывает по пять выступлений в предновогодний период. Самые дорогие артисты - Лепс, Киркоров, Сукачев, Михайлов, Антонов, Басков - могут себе позволить не выступать чаще, чем два-три раза за вечер, но и их могут к себе пригласить не более 5-7% от общего числа компаний. Думаю, если скажу, что за декабрь примерная сумма общих затрат на корпоративы в Москве достигает порядка 100 миллионов евро, это будет очень близкая к реалиям цифра. Стоимость выступления самых востребованных артистов под Новый год может колебаться от 20 до 60 тысяч евро. Мы работаем с любыми клиентами. Ведь и самые скромные из них становятся на ноги. А значит через несколько лет мы им будем делать большие праздники.

- Отражается ли экономическая ситуация в стране на вашей работе? Корректируются ли каким-то образом тренды?

- После кризиса 2008 года широкое распространение получили капустники и наполнение программ силами сотрудников компаний. Они сами готовят номера, конкурсы, раскрывают свои таланты, при этом на самый конец мероприятия хедлайнером приглашают только одного звездного артиста и/или одного звездного ведущего на весь вечер. Но существует масса клиентов (и мы с ними работаем много лет), которые заказывают нам по 3-10 топовых артистов в рамках одного мероприятия. Если говорить о трендах, то показатель “крутости” мероприятия - это количество топовых артистов в нем.

- Какие социальные сети вы используете для получения заказов на артистов? Как в целом современные технологии меняют индустрию?

- До 40% запросов на мероприятия я получаю из социальных сетей - на первом месте Инстаграм, на втором и последнем - Фейсбук. А происходит это, потому что клиенты видят твою активность, твою работу, а коллеги видят твоих артистов.

- Вы создали приложение, скачав которое, можно узнать цены на выступления артистов. Насколько оно помогает вам в работе? И не бывает ли случаев, когда пользователи используют данную информацию в корыстных целях?

- Скачать приложение может любой, но получить доступ к размерам гонораров смогут не все. Полноценная база доступна только зарегистрированным пользователям, чьи данные я или мои менеджеры лично проверим. Нам нужно будет убедиться, что пользователь не собирается "сливать" конфиденциальную бизнес-информацию в сеть. На самом деле это классическое В2В-предложение: пользователи являются либо прямыми частными заказчиками, либо event-агентствами. Им просто нет смысла сливать эту информацию по многим причинам. Для праздного интереса получить доступ нельзя. Во всяком случае, мы стараемся пресекать такие попытки. Большинство журналистов тоже прекрасно понимают, что есть информация, о которой не стоит писать. Просто по этическим соображениям: никому не хочется видеть напротив своей фамилии цену. При этом, никто из представленных в приложении артистов не только не возражал против этого прорыва в event-индустрии, но многие, напротив, звонили и просили разместить в нем, если не находили себя в списках. Артисты часто выходят на нас, чтобы скорректировать устаревшую информацию.

- Как обстоят дела с конкуренцией в индустрии? Насколько заполнена ниша, какие тренды происходят в отрасли и как она будет развиваться дальше? Может есть задумка что-то предпринять в вашем бизнесе или может быть идея, которая может изменить всю индустрию - поднять ее на новый уровень?

- Придумывать ничего не надо. Нужно искренне любить свое дело, честно выполнять свои обязанности и стремиться быть лидером. А вот конкурентное преимущество - это наши артисты и звезды. Любые наши конкуренты на рынке - это наши партнеры, потому что они часто приглашают моих артистов работать на свои мероприятия.

- «Звоните прямо сейчас — я на связи 24 часа, за исключением самолетов. Но и тогда пришлите SMS-запрос. Как только я коснусь земли, я тут же отвечу Вам! Табриз Шахиди», – так сказано на вашем сайте. Что мотивирует вас работать 24 часа в сутки?

- Я не отдыхаю вообще. Отдых – это отключение от повседневности. Что такое повседневность? Это когда ты идешь на работу и занимаешься одними и теми же делами, которые тебе неинтересны. У меня нет этой рутины. Все всегда ново. Нет и усталости от работы. Я могу уехать на два-три дня. Ну, не могу я две недели лежать на пляже! Сразу бегу искать Интернет и Wi-Fi. Компьютер всегда со мной. Мне все время хочется что-то делать. Все время быть в движении, в действии. С другой стороны, я являюсь директором топовых звезд и обязан быть всегда в зоне доступности. Молниеносное получение информации о стоимости и доступности артиста - важнейшая составляющая успешности бизнеса.

- Что такое успех?

- Успех - это натянутая тетива, это тяжелейший марафон длиною в десятки лет, это сумасшедшая ответственность за каждое слово, каждый шаг; успех - это умение собрать вселенную вокруг себя и себя размножить во вселенной; успех - это тяжелая работа без единой возможности расслабиться, уехать отдохнуть, забыть обещания, выключить телефон; успех - это выглядеть безупречно всегда, несмотря на возраст, уровень благосостояния, 4 часа сна последние много лет; успех - это смелость, такт, решительность, вкус, обаяние; успех - это доброжелательность, но не мягкотелость, филигранное умение оградить себя от людей и дел ненужных, других любить так, чтобы одна мысль о Вас каждый день заставляла их чувствовать себя счастливыми; ненавидеть так, чтобы хватало сил и смелости "послать" иных открыто, прекратив всяческое общение; успех - это когда ты ходишь и за рулем едешь медленно, а дела делаешь быстро, четко, полностью отдав себя профессии и своим проектам. Успех означает, что ты на правильном пути. Успешных людей много. Их становится все больше. Я несказанно рад, что многие из них окружают меня.

Табриз Шахиди - Президент ЗАО «Империя Музыки», член Союза Журналистов России, концертный директор актеров Игоря Верника, Леонида Ярмольника, Геннадия Хазанова, телеведущих Владимира Соловьева, Леонида Якубовича, Дмитрия Диброва, Оскара Кучеры, Авроры, Ксении Собчак, Татьяны Арно, Анастасии Трегубовой, Марианны Минскер, певиц Этери Бериашвили, Теоны Дольниковой, Дениса Мажукова, группы Маримба Плюс и других артистов и конферансье.

ФОТО ИЗ АРХИВА ТАБРИЗА ШАХИДИ

Журнал "HUBSpeakers magazine" №1 (1) февраль 2017, страница 66