Татьяна, расскажи, как ты попала в спикеры?

Первую работу – ведущей на телевидении – я получила в 16 лет, до этого у меня не было опыта публичных выступлений. Получалось неплохо. Также много преподавала в университете во время обучения в аспирантуре (Психологический институт РАО). В целом, мой путь в спикеры можно назвать нестандартным, т.к. я пришла из академической, научной среды. Многим слушателям нравилось то, как я преподаю - говорили, что получается вовлекать, зажигать, доносить полезную информацию.

Мне самой преподавание приносило большое удовольствие.

Поначалу тренинги вела бесплатно. В то же время выступала на разных конференциях, писала статьи. Первые два года работала в основном на репутацию. Позже меня стали приглашать московские бизнес- школы вести семинары по различным направлениям психологии в бизнесе - по менеджменту, коммуникациям, личной эффективности, лидерству. Мне нравилось подходить к разработке курсов творчески, работать с разными аудиториями - от студентов до руководителей. Так как по научной линии получалось часто бывать за рубежом, я активно участвовала в международных форумах, работала в исследовательских и консалтинговых проектах. Всегда старалась привносить как научные знания, так и международный опыт. Все время хотелось повышать свой уровень.

2008 год стал для многих переломным. У меня был выбор либо уйти работать в компанию, либо остаться преданной делу, которое меня мотивировало и вдохновляло, и научиться зарабатывать на этом.

Когда у тебя состоялось первое коммерческое выступление?

Первый мой коммерческий гонорар за тренинг по нетворкингу для делового клуба составил 18 т р.

Расскажи, пожалуйста, подробнее о направлении, котором ты занимаешься.

Сейчас я работаю в сфере стартапов и инноваций, веду тренинги по инновационному развитию для российских команд, лидеров и кампаний. Также провожу тренинги в Кремниевой долине и пишу вторую часть своей книги СЕО 2.0 об инновационном лидерстве. В своих выступлениях и программах я стараюсь построить мост между наукой и бизнесом, российским и международным опытом. Сегодня я веду программы по инновационному лидерству, внедрению и управлению инновациями, глобальному лидерству и предпринимательству, кросс-культурным коммуникациям, провожу тренинги для стартапов.

Как ты оцениваешь рынок платного образования сегодня?

Сегодня профессия спикера во многом дискредитирована, много профанаций и низкокачественных продуктов типа "Бизнес молодости". Когда рынок так переполнен различными предложениями, людям трудно сориентироваться и выбрать действительно качественное образование.

Многие могут платить огромные деньги за раскрученный бренд, но не получить в итоге результата. В России сегодня по-прежнему более востребована личная харизма, нежели технологии. В нашей стране этот бизнес во многом похож на шоу-бизнес. Люди хотят шоу – зачастую не важно с каким образовательным эффектом.

С другой стороны, я вижу положительный тренд - компании, которые стремятся к инновационному развитию. У них есть запрос на более качественное, глубокое, практически ориентированное образование. Сегодня в Москве есть ряд бизнес-школ, которые дают executive education хорошего уровня - Сколково, Синергия, РАНХиГС.

В России существует проблема преемственности научных знаний. Есть много классных специалистов в науке, но они оторваны от практики. Я считаю, что отличное бизнес-образование всегда находится на пересечении науки и практики, глобальных трендов и локальной специфики.

При этом, даже лучшие международные практики без адаптации к российским реалиям не работают. Я стараюсь в своей работе всегда балансировать эти сферы.

Я считаю, что в России огромный интеллектуальный потенциал, а вот знаний в области маркетинга и менеджмента, особенно для выхода на глобальные рынки, не хватает. Нам нужны хорошие специалисты, но многие, к сожалению, уезжают.

Я бы посоветовала людям более критично оценивать спикеров, не следовать за клише. Обратить внимание на бесплатные онлайн-лекции, которые проводятся на платформах Coursera, Stanford online, Khan academy, TED.

Как ты думаешь, чего не хватает российским спикерам?

Часто спикерам не хватает фундаментального образования, глубоких знаний, системного мышления и международного кругозора. Сегодня, благодаря технологиям, наш мир стал глобальным и нужно понимать, что конкуренция тоже. Образование очень быстро устаревает, его нужно непрерывно обновлять, в том числе и спикерам.

По каким параметрам можно оценить критически спикера?

Я считаю, что в первую очередь нужно смотреть на образование. Второе - практический опыт. Третье - успешность и достижения. Четвертое - умение спикера эмоционально заряжать вас и быть ролевой моделью.

Что ты посоветуешь начищающему спикеру?

Я могу советовать искать свою индивидуальность, транслировать свой собственный имплицитный опыт. Не пересказывать чьи-то цитаты, книжные истины, не копировать кого-то, а раскрывать свои собственные способности и таланты, много читать, быть в курсе происходящих в отрасли событий, непрерывно обновлять свои навыки и знания. Стоит также помнить, что для того, чтобы иметь право высказывать свои идеи и мысли, важно знать, что уже сказали, а может быть и сделали до тебя другие люди.

Нужно следить за трендами, соотносить свой опыт с международным. Сегодня на российских спикерах лежит высокая ответственность, у нас очень требовательная, критически мыслящая аудитория. Мы живем в век инноваций и информации, у людей есть возможность находить в интернете любые знания, все анализировать, сравнивать. Поэтому, спикеру сегодня нужно быть действительно крутым профессионалом, тем, на кого хочется равняться. Важно держать марку, поддерживать успешный имидж России на международной арене, особенно во время выступления на зарубежных мероприятиях.

Каких спикеров ты бы рекомендовала послушать?

Сегодня нужно учиться у лучших. На западе это Элон Маск, Ричард Брэнсон, Том Питерс, Брайн Трейси, Гай Кавасаки.

Из российских персоналий это Герман Греф, Ирина Хакамада.

Мне очень нравятся российские спикеры из мира науки, которые признаны во всем мире: Константин Северинов1, Лилия Шевцова2, Сергей Гуриев3, Константин Сонин4.